Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Единый портал государственных услуг в электронном виде
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

 

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат № 95»

 

 

 

Утверждено

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

 

Утверждено

на педагогическом совете Протокол № 1

от «30»августа 2018 г.

 

.

 

 

 

ПРОГРАММА «Путешествие по тропе здоровья»

                                       

Программа внеурочной деятельности

 

                        Руководитель : Коряковский Ян Дмитриевич

 

 

Программа разработана  на основе: программы развития школы-интерната «Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      г. Нижний Новгород

                                                  2018г.

 

                                        

                              

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

ПРОГРАММА ««Путешествие по тропе здоровье»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(по  спортивно-оздоровительному направлению)

Руководитель программы

Руководитель

Коряковский Ян Дмитриевич

Цель, основные задачи программы

 Цель :

 Формирование спортивных качеств личности , через развитие силы, ловкости, выносливости и  физиологической  работоспособности,.

Задачи :

*  развивать  здоровый  образажизни,

 *укреплять здоровье, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;

 *формировать у обучающихся устойчивый интерес к занятиям  спорта;

 * развивать  физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);

Направленность

 в качестве приоритетного направления  спортивно-оздоровительное, с элементами духовно-нравственного направления

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся  6-8 класса

Срок реализации программы

Программа рассчитана на один  год работы .

Место реализации прогр.

Школа-интернат № 95

 

 

Пояснительная записка

Программа   внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» в качестве приоритетного направления определяет  спортивно-оздоровительное  развитие обучающихся .

 Программа реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 Быстро развивающееся образование для ребят с ОВЗ, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения, особенно для  ребят с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.  

Осанка является интегральной характеристикой состояния организма. Неправильно сформированная осанка является не только косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что в свою очередь может привести к серьезным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных  факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

Программа предусматривает широкое использование на занятиях с  воспитанниками  спортивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является «рабочей осанкой». Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение занимающимися контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т.п.).

 

 

Цель :

 Формирование спортивных качеств личности , через развитие силы, ловкости, выносливости и  физиологической  работоспособности,.

Задачи :

*  развивать  здоровый  образажизни,

 *укреплять здоровье, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;

 *формировать у обучающихся устойчивый интерес к занятиям  спорта;

 * развивать  физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);

 

 

Работа   во внеурочном  объединении  решается через задачи , которые  ставятся на каждом занятии:

*Активизация защитных сил организма ребенка.

*Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращение его деформации.

*Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.

*Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.

*Развитие обшей организованности, их внимания, фантазии, доброжелательности.

*Улучшение показателей физического развития.

*Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма.

*Овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом имеющихся у него заболеваний.

*Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.

*Формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях.

*Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма.

*Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

*Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.

*Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Содержание

 Упражнения направленные на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия; укрепление мышечного корсета; дыхательные упражнения и гимнастика для глаз. На занятиях используются коррегирующие упражнения различной направленности; упражнения с мешочками (грузом); упражнения с массажными мячами, носовыми платочками, и др.; подвижные игры различной интенсивности; упражнения в ходьбе ,беге, специально-беговые и прыжковые. Широко используются упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, а так же элементы закаливания. Объединение взаимодействует с ФОКом   Канавинского   района, спортивный комплекс «Трудовые резервы» (спортивные площадки) , со школьными спортивными секциями.

Методы ведения учебных занятий    спортивного объединения  различны и зависят от вида проведения, как занятия, так и его части. Фронтальный метод используется в теоретическом разделе при изучении правил подвижных игр, выполнении упражнении на гимнастических ковриках. Поточный метод применяется при проведении эстафет и выполнении спортивных упражнений. Посменный метод необходим при проведении различных игр, когда меняются роли игроков. Индивидуальный метод необходим при учете физических особенностей того или иного учащегося. Также на занятиях используется смешанный метод.

 Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на  один год.

 В основу программы положены следующие принципы:

Включение учащихся в активную деятельность.
•       Доступность и наглядность.
•       Связь теории с практикой.
•       Учёт возрастных особенностей.
•       Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
•       Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к  сложному). 

Принципы на которых строится данная программа позволяют выбрать пути, средства и методы для достижения главной цели – сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Общие положения:

 Организация спортивных мероприятий и участие команд в школьных и районных соревнованиях, пропаганда ЗОЖ через занятия физкультурой и спортом, организация игр на переменках.

Цель:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.

Проведение утренней гимнастики, в группах продлённого дня подвижные игры, спортивные конкурсы, эстафеты.

Задачи:

• Занятия членов детской организации в секциях, объединениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности,

·  Развитие умений и навыков действовать в чрезвычайных обстоятельствах.

·  Формирование потребности ЗОЖ у обучающихся.

• Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром и самим собой

Прогнозируемый результат: личность, стремящаяся к ЗОЖ, уважающая ценность здоровья личного и здоровья окружающих.

Проводимые мероприятия:

ü                       пешеходные экскурсии«Золотая осень»

ü                       Рейд Проверка уголка здоровья

ü                       «Будь здоров!» спортивный праздник

ü                       Зимняя спартакиада (лыжи)

ü                       Спортивный семейный праздник: «Мама, папа, я  - спортивная семья»

ü                       Зимняя «Зарничка»

ü                       День здоровья. «У природы нет плохой погоды»

ü                       КТД «Переменка»

ü                       Состязания на празднике «Широкая Масленица»

ü                       Классные часы «Я и моё здоровье»

ü                  Интеллектуальные старты, спортивное ориентирование

ü                  Акция ко дню здоровья «Сделай правильный выбор» Фестиваль агитационных листовок 

ü                 Конкурс компьютерных презентаций по пропаганде ЗОЖ

ü                 Спортивные мероприятия на свежем воздухе (подвижные игры).

Конкурс сочинений «Подари себе здоровье» в рамках Всемирного дня здоровья

 

Краткая характеристика форм организации внеурочной деятельности:

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Планета Здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Реализация программы  осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Занятия проводятся на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. от 35до 45 минут.

Основные направления реализации программы:

*Организация и проведение инструктажа по технике безопасности при проведении игр, спортивных упражнений, соревновательной деятельности;

*Организация и проведение занятий   на свежем воздухе в любое время года;

*Активное использование спортивных площадок при школе и спортивного зала.

      Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся  школы-интерната.  

Тематический план.

п/п

Разделы программы

Темы

 

Характеристика деятельности учащихся

 

 

Основы знаний о физической культуре.

Знать элементарные правила закаливания организма.

Знать строение человека и его внутренних органов.

Знать влияние физических упражнений на здоровье человека и его физическое развитие.

Соблюдатьздоровый образ жизни.

1

Коррегирующие упражнения.

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении упражнений.

Запоминать технику и очерёдность выполнения упражнений.

Составлятьсамостоятельно комплексы коррегирующей гимнастики и ОРУ.

2

Упражнения для формирования правильной осанки:

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении упражнений.

Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Описывать технику разучиваемых упражнений.

Осваивать технику упражнений.

Осваиватьуниверсальные

умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании

упражнений.

Выявлятьхарактерные ошибки при выполнении упражнений.

Соблюдатьправильную осанку в повседневной жизни.

2.1

Разновидности ходьбы с грузом на голове.

2.2

Разновидности ходьбы с грузом на голове, с различными положениями рук по примеру учителя и самостоятельно.

2.3

Упражнения у стены без груза.

2.4

Упражнения у стены с грузом наголове .

2.5

Упражнения из разделов 1,2,3,4,6

по примеру и без помощи учителя.

3

Упражнения общей физической подготовки (ОФП):

Комплексы упражнений № 1,2,3,4,5,6.

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении упражнений.

Выполнятьупражнения в соответствии с указаниями учителя.

Соблюдать технику выполнения упражнений.

Составлять комплексы упражнений ОФП различной направленностина различные группы мышц.

4

Упражнения для профилактики плоскостопия:

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении упражнений.

Составлять комплексы упражнений для профилактики плоскостопия.

Описывать технику разучиваемых упражнений.

Осваивать технику упражнений.

Осваиватьуниверсальные

умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании

упражнений.

Выявлятьхарактерные ошибки при выполнении упражнений.

Выполнятьупражнения в соответствии с указаниями учителя.

Соблюдать технику выполнения упражнений.

4.1

Разновидности ходьбы (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы)

4.2

Упражнения с массажными мячами.

4.3

Упражнения с носовыми платочками.

4.3

Игровое задание –«рисуем ногами».

4.4

Массаж стоп (ходьба по гальке).

4.5

Массаж стоп (коврик «травка»).

4.6

Лазание по гимнастической стенке.

4.7

Упражнения из 5 раздела при помощи учителя.

4.8

Упражнения из 5 раздела без помощи учителя.

5

Специальные упражнения:

Выполнятьупражнения в соответствии с указаниями учителя.

Соблюдать технику выполнения упражнений.

Соблюдать правила техники

безопасности при выполнении упражнений.

Составлятьспециализированные комплексы упражнений.

Описывать технику разучиваемых упражнений.

Осваивать технику упражнений.

Осваиватьуниверсальные

умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании

упражнений.

Выявлятьхарактерные ошибки при выполнении упражнений.

Учиться применять гимнастику для глаз и дыхательную гимнастику в повседневной жизни и на уроках.

5.1

Комплекс упражнений для улучшения кровоснабжения головного мозга.

5.2

Комплекс упражнений для шейного отдела позвоночника.

5.3

Комплекс гимнастики для глаз №1

5.4

Комплекс гимнастики для глаз №2

5.5

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

6

Подвижные игры:

Соблюдать правила техники

безопасности.

Запоминать правила игр.

Находить и разучивать считалки.

Уметь делиться на команды.

Уметь быть водящим.

Уметь самостоятельно организовывать и проводит подвижные игры.

Находить и проводит игры на различную тематику.

6.1

Подвижные игры с бегом.

6.2

Подвижные игры с мячом.

6.3

Подвижные игры с прыжками.

6.4

Эстафеты.

6.5

Игры по желанию учащихся.

Личностные результаты:

• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметные результаты:

• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

• технически правильное выполнение двигательной . действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

 

 

Формы контроля:

Наименование разделов

Формы контроля

Основы знаний о физической культуре

Викторины, тесты, составление комплексов закаливания организма.

Составление презентаций по заданным темам.

Коррегирующие упражнения

Составление комплексов упражнений.

Проверка техники выполнения.

Спортивные праздники.

Упражнения на формирование правильной осанки.

Составление комплексов упражнений.

Проверка техники выполнения.

Самоконтроль и взаимоконтроль за осанкой на протяжении учебного дня.

Упражнения общей физической подготовки

Составление комплексов упражнений.

Проверка техники выполнения.

Тесты.

Нормативы.

Дни Здоровья.

Весёлые старты.

Упражнения для профилактики плоскостопия

Составление комплексов упражнений.

Проверка техники выполнения.

Разработка и изготовление инвентаря.

Специальные упражнения

Составление комплексов упражнений.

Проверка техники выполнения.

Разработка и изготовление инвентаря

Подвижные игры

Соревнования.

Спортивные праздники.

 

 

Методические рекомендации:

 

Особенности проведения занятий и распределения содержания программы.

Комплексы ОРУ, дыхательной гимнастики, комплекс упражнений для улучшения кровоснабжения головного мозга, комплекс упражнений для шейного отдела позвоночника, комплекс гимнастики для глаз – составляются и формируются на усмотрение педагога и в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует стремиться к разнообразию решаемых оздоровительных задач. Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом занятии прорабатывать каждый из разделов. Иначе, при однобокой направленности, существует опасность одностороннего развития того или иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может нанести вред здоровью школьника.

Например, если на занятии выполнялись в большом объеме упражнения для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то в разделе СФП (специальная физическая подготовка) целесообразно исключить упражнения с предметами и акробатические упражнения с относительно высокой травмоопасностью.

Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция, самомассаж и взаимомассаж, то их педагог применяет, исходя из ситуации. Упражнения данных разделов нежелательно выполнять в большом объеме. Также нежелательно выполнять и несколько упражнений из данных разделов подряд. Целесообразно разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни, а на другом – другие.

То же самое касается и теоретических сведений: их сообщение целесообразно осуществлять, распределяя информацию по нескольким занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на прием пищи или воды.  

Помимо традиционных сведений о правилах чистоты школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов, как основе благородных поступков (гигиена тела и души).

Важно:

- демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная поступь, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);

- проводить тренинги на закрепление норм;

- моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения.

Начинаются занятия с разминочной, подготавливающей части, которая проводится с различными предметами (резиновые и набивные мячи, мешочки с песком, обручи и гимнастические палки) или без них.

Основная часть занятия построена в игровой форме, способст­вует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков обучаюихся, которые охотно выполняют уп­ражнения, превращаясь по ходу составленной с учителем сказки-фантазии в различных животных (кошка, змея, лошадка ...), насе­комых (муравей, бабочка ...) и других персонажей Живой природы.

Упражнения, являющиеся основой этих повествовании, дети изучают в начале учебного курса. Они состоят из 7 разделов: (см приложение)

I. Укрепление мышц спины, брюшного пресса, путем про­гиба назад: "Змея", "Кобра", "Ящерица", "Кораблик",' "Лодочка (Качели)", "Рыбка", "Колечко", "Мостик", "Кошечка".

II. Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем на­клона вперед: "Книжка" "Птица", "Страус", "Летучая мышь", "Носорог", "Веточка", "Улитка", "Горка".

III. Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону: "Маятник", "Морская звезда", "Лисичка", "Месяц", "Орешек", "Муравей", "Стрекоза".

IV. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: "Бабочка", "Рак", "Паучок", "Павлин", "Зайчик", "Лягушка", "Бег", "Елочка", "Велосипед".

V. Упражнения для развития стоп: "Ходьба", "Лошадка", "Гусеница", "Медвежонок", "Лягушонок".

VI. Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса: "3амочек", "Дощечка", "Пчелка", "Мельница", "Пловец".

VII. Упражнения на равновесие: "Аист", "Петушок", "Ласточка".

Так же в основную часть занятия входят ОРУ, Упражнения направленные на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, самомассаж и взаимомассаж, игровые задания: «рисуем ногами» и «тропа здоровья» и др.

Заключительная часть занятия включает в себя подвижные игры и релаксацию, выполняются упражнения на растяжение позвоночника.

«Общая физическая подготовка».

ОФП ставит целью не только повышение уровня физической подготовленности, но решает и более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т.д.).

Важно:

- не допускать монотонности;        

- не допускать утомления;

- к упражнениям следует относиться не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания.

«Комплексы общеразвивающих упражнений».

Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить  каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.

При самостоятельном составлении комплексов занимающийся должен следовать определенной логике:

- элементы должны плавно переходить одно в другое,

- сложные элементы должны чередоваться с простыми,

- набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями),

- музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы,

- во всем должно быть чувство меры.

Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения, но и к презентабельности: выступление должно легко и с удовольствием восприниматься зрителем.

Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у занимающегося  формируется хороший эстетический вкус.

«Формирование навыка правильной осанки».

Нарушения осанки и плоскостопие связаны не только с неблагоприятными изменениями в организме. Человек, не отличающийся стройностью, сутулый, с заплетающимися ногами выглядит не только некрасивым, но и неуспешным. Такого человека будут стараться избегать, никто не захочет с ним подружиться. Как правило, такие люди выглядят неуверенными, замкнутыми. А привычка втягивать голову в плечи вообще связана с желанием спрятаться, отгородиться от всего неизвестного (как страус прячет голову под крыло от страха). Необходимо дать понять школьникам, что нужно смело идти навстречу новому, неизвестному, расправить плечи, взглянуть уверенно и сказать миру «Да!». Ведь не зря сказано: «Дорогу осилит идущий».

Важно:

- подкреплять примерами правильной осанки известных спортсменов, артистов и других популярных личностей;

-использовать образные сравнения при разучивании упражнений.

«Упражнения на гибкость».

Поскольку гибкость связана не только со способностью структур опорно-двигательного аппарата к растягиванию, но и с психическим состоянием занимающегося, данный подраздел работы дает хорошую возможность для использования психотренинга, упражнений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнения на растягивание не должны сопровождаться болевыми ощущениями. Напротив, необходимо состояние комфорта и приятного вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна.

Упражнения с партнером (в исходных положениях растягиваемого сидя, лежа, стоя у стены и т.д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен, растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности между партнерами, тем комфортнее будет психологическая атмосфера, и, соответственно, выше результат. Поэтому действия растягивающего (ассистента) должны создавать у растягиваемого состояние доверия. Ведь, при неосторожных действиях имеется опасность причинить боль и даже травму. Тем самым можно вызвать страх (страх упражнений на растягивание, страх перед человеком). Поэтому к данным упражнениям партнеры должны подходить с максимальной ответственностью. Таким образом, возникают предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к товарищам.

Важно:

- контролировать состояние занимающихся, не допуская болевых ощущений;

- сочетать с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.

        

. «Дыхательные упражнения».

В процессе воспитания важно формировать в ребенке отношение к дыханию не просто как к одной из жизненно важных функций, но и как к процессу, значимость которого можно охарактеризовать лишь духовно-мировоззренческими категориями. Дыхание – это таинство. Мы вдыхаем то, что находится вне нашего тела. Доверяя себя природе, мы впускаем в себя нечто извне, и оно становится нашим телом, строит его, дает нам жизненные силы. И, напротив, то, что было нашим телом, в момент выдоха покидает нас, становясь частью природы: облачком выдыхаемого пара, затем туманом на опушке леса, затем белыми облаками, а может быть даже далекими звездами. Чем мы дышим? Воздухом, смесью химических элементов? Мы дышим всей Вселенной, самой Жизнью, всеми непостижимыми тайнами, которые так легко становятся разгаданными в момент полного слияния с Природой! Дыхание – это акт соединения себя с окружающим миром, слияния со всем мирозданием. Такое отношение, прививаемое педагогом ученику, заставит его задуматься не только о том, открыта ли на ночь форточка, но и том, стоит ли впускать в себя табачный дым, чтобы отдавать его обратно природе и, следуя своей прихоти,  губить ее. Благодарный человек никогда так не поступит.

Важно:

- контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения;

- выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении.

- учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо воздействия на физиологические процессы), основанный на тесной связи процесса дыхания с психическими состояниями.

-  формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание – акт единения с природой (а не просто одна из жизненно важных функций).

 

«Упражнения на расслабление».

Важно:

- своевременно выполнять упражнения на расслабление (после упражнений со значительным напряжением);

- следить за дозировкой упражнений и состоянием занимающихся, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;

- выполнять в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с удлиненным выдохом способствует релаксации);

- использовать для снятия как мышечного, так и эмоционального напряжения;

- использовать образные сравнения при разучивании и выполнении упражнений.

«Самоконтроль и психорегуляция».

Важно:

- обеспечивать индивидуальный подход к подбору приемов для разучивания;

- способствовать поддержанию интереса занимающихся к освоению данного раздела;

- следить за дозировкой упражнений психорегуляции и состоянием занимающихся;

- поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении;

- выполнять психорегулирующие упражнения в сочетании с дыхательными.

«Самомассаж и взаимомассаж»

Важно:

- своевременно выполнять упражнения (в соответствии с предшествующей и предстоящей работой);

- строгое соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных приемов;

- контролировать состояние массируемого, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью другого человека, формировать чувство ответственности за выполняемые действия;

- способствовать формированию  здорового образа жизни.

Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого – по способностям» и поощрять любые проявления ребенка, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже самых минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания к самому себе,  что может быть выражено в виде рисунков, рассказов, фотографий.

Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом, а не в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), каждый участвующий поощряется благодарностью, грамотой, вывешиванием фото на доске почета. Такой подход призван повышать мотивацию школьников к занятиям, к следованию ЗОЖ, к  поддержанию и сохранению здоровья.  

На всех мероприятиях желательно присутствие родителей в качестве зрителей. Возможны также отдельные семейные выступления или семейные соревнования.

 

                        ЛИТЕРАТУРА

В.И. Лях «Физическая культура» 1-4 классы «Просвещение» 20011-2012 г.

Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей.М. 2005. - 85 с.

Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.

Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.                          

 

 

 

Наверх