Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
ГКОУ «Школа – интернат 95 » является участником федерального проекта "Успех каждого ребенка"
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

Единый портал государственных услуг в электронном виде
МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта si95_nn@mail.52gov.ru

ШМО учителей естественно - гуманитарного цикла

Методическая тема на 2021-2022 учебный год

Формирование "мягких"  (soft skills) навыков у обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности.

План предметной недели ШМО естественно-гуманитарного цикла

     Тема "Культурное наследие народов Поволжья"

Сроки проведения: 28.02-05.03.2022

Цели: формирование гражданской позиции обучающихся, предусматривающей уважительное отношение к культурному и национальному наследию народов Нижегородской области.

Задачи: 

- объединить опыт и знания обучающихся для создания у них целостной картины многонациональности своего региона и России в целом;

- способствовать сохранению исторической преемственности поколений;

- развивать навыки познавательной деятельности: умение наблюдать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости через изучение социальных , экологических и культурологических аспектов;

 - развивать познавательные потребности через приобщение к различным источникам исторических и естественно-научных знаний;

- развивать комуникативные умения обучающихся через употребление новых понятий и терминов в связной речи, через умение формулировать суждения, высказывать свое отношение к изучаемым событиям;

- расширять активный и пассивный словарный запас обучающихся через освоение новых терминов и понятий;

- способствовать воспитанию чувства национальной городости, патриотического сознания, толерантности, формированию эмоционально-ценностного  и бережного  отношения обучающихся к культурно- историческому наследию русского народа и других национальностей, живущих на Нижегородской земле;

- развивать умение эффективно использовать различные источники информации, в том числе электронные образовательные ресурсы, объективно оценивать достоверность и значимость информации.

Дата, урок Предмет, класс Мероприятие Форма проведения Цели Ответственный Мониторинг

28.02.22

6,7 урок

Физическая культура

6-9

"Прошай, зима!" Игры на катке Формирование ЗОЖ, формирование навыка командного взаимодействия Лескин В.Н.  
01.03.22

География

7бв, 8б ,11

"Мы разные, но мы вместе" Проект. Защита. Формирование представлений о национальных  и культурных традициях народов Нижегородской области. Шляхова Т.Н. Метод "Вопрос-ответ"

02.03.22

3 урок

История

9б, 11

"Домострой: вчера и сегодня" Социальная проба Привлечь внимание обучающихся к проблеме воспитания детей в быстроменяющихся  современных условиях с целью их социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Редькина Н.М.

Синквейн

Таблица ЗУХ

03.03.22

3-4  урок

Физическая культура

Сборные школ №№39, 71, 86, 95

Зональные соревнования по мини-футболу среди школ-интернатов     Лескин В.Н.  

04.03.22

2 урок

Биология

"Не то золото, что блестит, а то дорого, что руками мастера создано". Глухая нижегородская резьба. Информ-досье Знакомство с историей  возникновения народного промысла, использование мастерами природных мотивов в работах. Фуфыгина И.Г. Блиц-опрос

05.03.22

4 урок

СБО

5бв

"Мы встречаем гостей". Урок-практикум Знакомство обучающихся с правилами этикета при встрече гостей, традициями празднования Масленицы Зубрилова А.Д. Метод "Лестница успеха"

 

 

 

Защита проекта "Мы разные, но мы вместе".

   Предметная неделя учителей естественно-гуманитарного цикла, которая проходила в школе -интернате  с 28.02 по 5.03.2022, началась с защиты проекта "Мы разные, но мы вместе".

Цель. Формирование представлений о национальных и культурных традициях народов Нижегородской области. Формирование  гражданской позиции  обучающихся,  предусматривающей  уважительное отношение к культуре  малых этносов Нижегородской области.

Задачи: 

  • Объединить опыт и знания  обучающихся для создания у них целостной картины многонациональности  своего региона и России в целом.
  • Воспитывать у обучающихся  чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит в  Нижегородской области и России.
  • Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.
  • Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.
  • Расширить  кругозор  обучающихся, заинтересовать познанием нового.
  • Развивать познавательный  интерес, умение наблюдать, анализировать.

Задачи социализации.

  • Формировать культуру межличностного взаимодействия обучающихся.
  • Воспитывать  чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в  Нижегородской области,  в России.
  • Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.

Обучающиеся 8,10 и 11 классов под руководством учителя Шляховой Т.Н. подвели итог своей работы по изучению народов, живущих в Нижегородской области. Ребята рассказали о культурных, этнографических и других особенностях народов, которые проживают на территории нашей Нижегородской области с самых давних времен. 

Социальная проба "Домострой вчера и сегодня"

 Цель: привлечь внимание обучающихся к проблеме воспитания детей в быстроменяющихся современных условиях с целью их социальной адаптации и жизненного самомопределения личности.

  Тема для работы обучающимися 9б и 11 класса была выбрана не случайно. Вместе с учителем истории Редькиной Н.М. они решили попытаться ответить на два вопроса: первый - почему в современном обществе многие дети неуважительно относятся ко взрослым, у них равнодушное и потребительское отношение к родным, второй - это проблема сквернословия. В процессе работы был сделан первый вывод: эти проблемы могут идти из семьи. Семья помогает преемственности культурного наследия, в семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином, в семье закладываются общепринятые ценности, нормы поведения. Но, видимо, что-то опускается современными родителями в воспитании детей. И была сформулирована проблема: кто или что влияет на формирование личности в современном обществе? Чтобы получить ответ, ребята под руководством педагога решили сделать сравнительный анализ воспитания детей по правилам литературно-исторического памятника 16 века "Домостроя"  с  воспитанием в настоящее время и попытаться понять, какие традиции и правила  следовало бы вернуть, чтобы наше общество стало нравственно чистым.

        Ребята не только изучили правила и обычаи семейной жизни из Домостроя, они познакомились с правилами воспитания детей, изучили быт людей Нижегородской области 16-17  веков. Вторым этапом работы было знакомство с современными законами, которые регламентируют вопросы семейного права и воспитания детей:  Декларация прав ребенка, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ. Был проведен социологический опрос среди  родителей, анкетирование обучающихся по выявлению уровня знаний свои прав и способов их защиты, создана правовая памятка "Как защитить свои права".

     На занятии ребята еще раз обсудили выявленную проблему, причем выступали в разных ролях: журналиста, представителя органов опеки, социального педагога школы. Они проводили параллели между современными законами и правилами из Домостроя, вполне аргументированно доказывали, какие правила могут быть использованы в современном обществе, а какие нет и почему.

Внеурочное занятие "Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано". Глухая нижегородская изба.

      Цель: знакомство  с историей возникновения народного промысла «глухая нижегородская резьба» и ее особенностями (использование мастерами природных мотивов в работах).

Задачи: - познакомить  обучающихся с  многообразием декоративно-прикладного искусства   Нижегородской области и конкретно с нижегородской глухой резьбой,  используемой   в оформлении фасада домов и наличников,   историей  её возникновения  и природными мотивами в работах мастеров;

- формировать  познавательный интерес к природе и истории  родного края ;

- обогащать активный и пассивный словарный запас через освоение и использование новых понятий и терминов:

- формировать коммуникативные навыки через использование различных видов речевых высказываний;

- расширить кругозор обучающихся через освоение новых знаний в области русских народных промыслов;

способствовать воспитанию национальной гордости и верности русским традициям, интереса к  народным промыслам Нижегородской области, их истории, традициям, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

        В народе говорят: "Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа, что и я вам сейчас желаю".  

        Нижегородский край издавна славится своими мастерами. Именно здесь зародились и развивались более 200 народных промыслов и ремеселНа занятии обучающиеся 8б класса познакомились с традиционным , но уже  забытым в нашей Нижегородской области промыслом - глухая резьба, который назвали по имени нашей области, где этот промысел и зародился. Он представляет для нас интерес еще и потому, что мастера использовали в своих работах и орнаментах природные и растительные мотивы и образы. 

     Нижегородская глухая резьба (домовая, корабельная, бáрочная) использовалась для украшения лобовых досок, лопаток  и оконных наличников  в  домах Нижегородского, Балахнинского и Городецкого уездов. Там было сосредоточено волжское судостроение. Проработав зиму на строительстве судов и спустив их    на воду, судостроители с весны искали себе заработок по волжским деревням, вследствие чего приемы «корабельной» резьбы стали использовать  для украшения  домов, резной узор придавал им  праздничный вид. Такой искусной резьбы не знала ни одна губерния. 

       Основой глухой резьбы был растительный узор, растительный орнамент является символом цветущей природы, показывает чувство единения с ней. В него вплетали фигуры львов, берегинь, сиринов — любимейших персонажей нижегородской резьбы. Образы этих загадочных существ пришли из глубины веков Каждый образ или узор обладал мощным магическим характером. В старину люди  считали их оберегами. Для русского человека лес всегда был родным домом. Лес воспринимался как живое существо, организм, живший по определенным законам. Лес кормил, согревал, укрывал, утешал, лечил, закалял, развивал навыки и чувства. Никогда славянин не рубил для строительства молодое дерево, дерево-ребенка или старца. Выбирал то, на которое сердце указало, долго с ним разговаривал и, если рука поднималась, тогда только и рубил. Взамен срубленного сажал несколько молодых, а за хвойное дерево необходимо было посеять семенами от шишек чуть ли не целое поле.

        В рамках одного занятия  ребята посетили виртуальную экскурсию в музей г.Балахны, послушали рассказ своего одноклассника Ильи Н. о прорезной резьбе, с которой  он познакомился в городах нашей области Балахне и Городце. Изучили более подробно, какой смысл вкладывали наши предки в каждый из мифических символов, который изображали на своих домах. Сколько фантазии и выдумки вложили в них мастера! К сожалению, таких работ сохранилось до наших времен очень мало.  

Коррекционно-развивающее занятие "Мы встречаем гостей"

    Цель:  знакомство обучающихся с правилами этикета при встрече гостей; традиции празднования Масленицы.

    Задачи: - познакомить с традициями русского гостеприимства;

 - актуализировать и закреплять представления обучающихся о культурных нормах поведения;

 - формировать навыки самообслуживания;

 -  воспитывать нравственные качества личности (гостеприимство, радушие, уважение к другим людям).

          Русские люди всегда славились своим гостеприимством и хлебосольством. Но прием гостей - дело хлопотное, поэтому надо знать правила приема гостей и заранее к этому готовиться.

         На коррекционно-развивающем занятии обучающиеся 5-х классов под руководством учителя СБО Зубриловой А.Д.  познакомились с основными правилами встречи гостей, с правилами, которые должен знать и гость, и хозяин. В игровой форме закрепили  практические знания о сервировке стола, а также поговорили об основных традициях празднования такого любимого всеми праздника как Масленица.

Итоги предметной недели ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла

Наверх