Версия для слабовидящих

Наш депутат Алексей Липович Гойхман

Федеральный портал "Российское образование"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2014"
Единый портал государственных услуг в электронном виде

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

     

    Оказание помощи детям с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Под сопровождением развития ребёнка с ОВЗ подразумевается разработка и применение системы медико-психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.

  Целью медико-психолого-педагогического сопровождения является построение оптимальных путей развития ребёнка с ОВЗ.

  Основополагающими задачами сопровождения являются: создание медико-психолого- педагогических условий для полноценного развития и становления социально успешной личности; реализация прав ребёнка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях собственного существования.

  В качестве ведущих принципов сопровождения ребёнка с ОВЗ выступают:

•дифференцированный подход (на основе квалификации состояния развития ребёнкаиопределения его особых нужд и образовательных потребностей предполагается дифференциация учебных планов, программ, методов и средств коррекции и развития):

•Индивидуализация процесса сопровождения (процесс строится исходя из индивидуальных свойств и качеств обучающихся, воспитанников, с учётом структурно-функциональных нарушений, в зависимости от особенностей познавательной деятельности, сенсорных воз

• мультидисплинарностьсопровождения (взаимодействие специалистов разного профиля, включённых в единуборганизационную модель и владеющих единой системой методов, что обеспечивает учёт результатов комплексной диагностики и позволяет реализовать комплексный подход к коррекционно-развивающей работе с детьми);

• учёт структуры нарушения (обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость коррекции вторичных отклонений в развитии детей и компенсации первичного дефекта);

•динамическое изучение ребёнка (предполагается возможность изучения особенностей ребёнка в ситуации пролонгированного взаимодействия со специалистами, когда диагностические данные приобретаются и уточняются в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми, наблюдения за его самостоятельной и совместно с родителями, другими детьми деятельностью);

• информированное согласие (специалисты дают родителями (законным представителям) доступную для понимания информацию о развитии ребёнка, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи);

•Партнёрство (деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй, советы специалистов имеют рекомендательных характер) ответственность за решением проблемы остаётся за родителями ребёнка , его близким окружением);

• принцип «на стороне ребёнка» (специалисты сопровождения стремятся решать каждую проблему с максимальной пользой для него;

• непрерывность сопровождения (ребёнку предоставляется непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к её решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, обеспечиваются непрерывным сопровождением в течение всего периода их развития);

• автономность (специалисты не зависят от давления извне в ситуациях принятия решения).

  Основу реализации процесса сопровождения составляет «заявительный» принцип, согласно которому специалисты работают с теми детьми, родители (или педагоги) обратились за помощью.

  Технология комплексного медико-психолого-педагогическогосопровождения детей осуществляется поэтапно. Она включает в себя этапы:

    1.Диагностический (осознание сути проблемы и потенциальных возможностей её решения);

     2.Поисковый (сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение её до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации родителями (законными представителями ребёнка).

       Первые два этапа проводятся в во время консультирования или прохождения ребёнком психолого-медико-педагогической комиссии.

     3. Консультативно-проектировочный (обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации решения, сроков исполнения и возможности корректировки планов. Команда специалистов осуществляет совместную выработку рекомендаций для ребёнка, родителей, педагогов.)

    4. Деятельностный (оказание помощи педагогу и ребёнку в реализации плана, привлечении узких специалистов). Этот этап направлен на реализацию индивидуального образовательного маршрута и выполнение программы коррекционно-развивающей работы.

    5. Рефлексивный (осмысление результатов деятельности по решению проблемы; он может быть заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовом в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции проблем, имеющихся в образовательном учреждении). На этом этапе проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

Состав ППМС - центра 

Координатор деятельности специалистов ППМС центра:

Седых Ирина Олеговна  педагог -психолог

Специалисты: 

Писаревская Татьяна Васильевна   учитель физической культуры

Переходюк Людмила Ивановна   учитель - логопед

Фуфыгина  Ирина Геннадьевна - руководитель творческого объединения "Арт-фантазия"

Климачёва Наталья Отамшоевна - социальный педагог

Орлова Наталья Ивановна - учитель трудового обучения 

Чечурина Нина Юрьевна - учитель ритмики высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогический медико-социальный центр является структурным подразделением школы-интерната №95. И предназначен для оказания помощи обучающимся, воспитанникам, имеющим трудности в обучении, личностном и социальном развитии; а также для проектирования и обеспечения условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья ребёнка, для определения причин нарушения его личностного и социального развития.

Деятельность ППМС-центра базируется на общечеловеческих, этических нормах, принципах гуманизации и дифференциации образовательного процесса.

Концептуальной основой деятельности ППМС-центра является Педагогика Успеха.

Целями ППМС-центра являются:

- содействие руководству и педагогическому коллективу школы-интерната в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса; в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребёнка;

- оказание помощи обучающимся, воспитанникам в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;

- оказание помощи обучающимся, воспитанникам в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;

- содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, профессионального и досугового самоопределения, самореализации личности.

Задачами ППМС-центра являются:

-психологический анализ ситуации развития, выявление основных проблем у обучающихся, воспитанников и определение причин их возникновения, путей  и средств их разрешения;

Ранее выявление обучающихся, воспитанников с проблемами в обучении и личностном развитии;

Выявление и сопровождение детей «группы риска»;

-формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных и психофизиологических особенностях, резервных возможностях организма обучающихся, воспитанников;

-разработка и реализация индивидуальных и системно-ориентированных пограмм профилактики и коррекции нарушений развития ребёнка;

Проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, воспитанников;

-организация информационной поддержки обучающихся, воспитанников, их родителей, педагогов по основным направлениям деятельности ППМС-центра;

-формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса (ИМДК) ППМС-центра.

    Переходя к деятельности непосредственно ППМС центра, следует сказать, что выделяются следующие основные направления деятельности центра, которые объединяют усилия всех специалистов:

1.Комплексная медико-психолого-педагогическая диагностика возрастных и индивидуальных параметров развития;

2. Определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих ребёнку с ОВЗ развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в общество;

3. Коррекция имеющихся нарушений и профилактика возможных отклонений в развитии;

4. Восстановление продуктивных связей между детьми и окружающей средой;

5. Укрепление психофизического здоровья ребёнка.

6. Обязательно осуществляется мониторинг эффективности медико-психологопедагогических мероприятий.

Функциональные обязанности руководителя ППМС - центра

1. Обеспечивает эффективную работу всех сотрудников ППМС-центра (режим работы, распределение функциональных обязанностей, планирование работы).

2. Организует взаимодействие специалистов центра с учителями и классными руководителями, воспитательной службой, педагогами центра дополнительного образования, службой сопровождения, заместителями директора и другими представителями руководства.

3. Руководит процессом реализации программ сопровождения.

4. Руководит работой по разработке новых технологий сопровождения, системно и индивидуально ориентированных программ комплексного сопровождения.

5. Организует работу по пополнению информационно-методического и диагностического комплекса ППМС-центра (ИМДК).

6. Осуществляет консультирование обучающихся, воспитанников, родителей и классных руководителей по проблемам обучающихся, воспитанников.

7. Проводит психолого-педагогические консилиумы.

8. Участвует в Педагогическом совете.

9. Организует повышение профессиональной компетентности сотрудников.

10. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

11. Анализирует, обобщает и распространяет собственный опыт, опыт работы ППМС-центра.

12. Ведёт необходимую документацию, пополняет ИМДК ППМС-центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы центра строится по единым этапам:

1.определение исходного реабилитационного потенциала.

2.разработка индивидуального маршрута развития в соответствии с психо-физическим развитием ребенка.

3.Реализация программы и ее периодическая корректировка

4.подготовка рекомендаций родителям и педагогам.

5.курирование жизнедеятельности воспитанников после окончания школы-интернат.

Принцип работы с проблемным ребенком – комплексное сопровождение.

Программное обеспечение комплексного сопровождения проблемного ребенка включает в себя:

-формирование пространственных и квазипространственныхпредставлений у детей.

-коррекция внимания и формирование мнестических процессов у детей, с синдромом дефицита внимания.

-арттерапия в работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы,

-сказкотерапия,

-психодрама в работе с подростками гр.риска

-развивающие коррекционно-двигательные пед.технологии ,

- Лечебная кинология и т. д.

До этого учебного года центр занимался психолого-педагогическим сопровождением в классах.

В этом году мы структурировали деятельность центра.

Внутри центра выделили 3 подразделения коррекционо-развивающей работы: ЛЕКОТЕКА, СРП, ОСОБЫЙ РЕБЁНОК.

  В подразделения ребенок попадает либо по направлению районной ПМПК (при поступлении детей в школу), либо школьного ПМП консилиума (из классов по запросу родителей, педагогов) Проводится первичная консультация родителей специалистами центра по проблеме, обговариваются варианты работы и взаимодействие.

    Для оценки результативности медико-психолого-педагогического издоровьесберегающегосопровождения обучения и воспитания детей с ОВЗ необходим мониторинг интегральных показателей, характеризующих уровни социально-педагогической и психо-физиологической адаптации обучающихся, воспитанников, развития личностных и когнитивных характеристик, и динамического контроля за успешностью учебно-воспитательного процесса.

     По результатам работы в первом полугодии и в конце учебного года специалисты проводят промежуточную и итоговую диагностику, обобщают текущие наблюдения за динамикой развития ребёнка.

     В школе-интернате 4-й год используются Валеологические паспорта и «Дневники здоровья» обучающихся, воспитанников начальной школы. С 2011-2012уч. года введён Дневник динамического наблюдения ребёнка-инвалида, и Дневник-тетрадь ребёнка-инвалида «Правовое воспитание».

Наверх