Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

Единый портал государственных услуг в электронном виде
МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Школа – интернат №95»
(МКОУ «Школа – интернат № 95»)

 

 

Обсуждено и принято на педсовете № 1

От 30 августа 2018г.

Утверждаю директор

Л.А.Гундерчук

 

 

                                           ПОЛОЖЕНИЕ

о воспитательной работе в школе-интернате

 

1.Общие положения

1.1.Данное положение разработано на основе Конвенции о правах ребенка, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об образовании в Российской Федерации",Устава школы-интерната, рекомендаций по  реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью , локальных актов.

1.2.Воспитание является приоритетным направлением в образовательном процессе школы –интерната.

1.3.Воспитательная работа направлена на достижение целей и задач и решение задач деятельности школы-интерната, определенных ее Уставом.

 

2.Сущность, цели, задачи,

приоритетные направления, участники воспитания

2.1.       В основе процесса воспитания в школе-интерната лежит личностно ориентированный подход к обучающимся. Исходя из этого, под воспитанием понимается создание условий для развития ребёнка, т.е. для реализации его познавательного, ценностного, творческого и коммуникативного потенциала.

Принципы воспитания:

-принцип самоактуализации (поддержка стремления обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей);

-принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности  обучающегося и педагога);

-принцип субъектности (отношение к ребенку как субъекту в жизнедеятельности класса-группы и школы-интерната);

-принцип выбора (создание таких условий воспитания, обучения и жизни, в которых ребенок находится в условиях постоянного выбора);

-принцип творчества и успеха (организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности,  позволяющей определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося);

-принцип доверия и поддержки (вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению)

 

2.2.Цель  Создание условий для гармоничного развития  личности, охватывающих , духовно-нравственный, культурный, эстетический и гражданский рост личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни в обществе.

 

 

Задачи:

-формирование активной жизненной позиции, умения общаться с другими людьми;

-содействие формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью как основе личностного развития;

-совершенствование нравственных качеств обучающихся;

-создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся.

 

2.3.Приоритетными направлениями воспитания детей разного возраста являются:

            в 1-4 классах -  развивать процесс обучения, формирование духовно-нравственных ценностей, помощь ребёнку в получении общественного признания;

            в 5-8 классах – помощь в регуляции общения со сверстниками,  взрослыми; помощь в самосознании своих особенностей; формирование активной жизненной позиции, совершенствование нравственных качеств  обучающихся;

            в 9-11 классах – создание условий для социальной самореализации, профессионального самоопределения, подготовка учащихся к самостоятельной взрослой жизни.

 

2.4. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с обучающимися, является классный руководитель и воспитатель. Они оказывают педагогическую поддержку родителям и законным представителям, взаимодействуют с другими педагогами, администрацией школы-интерната по вопросам воспитания детей. Воспитанник является не только объектом, но и субъектом воспитания.  Задача воспитателей создавать условия для самовоспитания ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной роли человека.

Организационную и методическую помощь классным руководителям и воспитателям оказывают заместители директора по воспитательной, методической работе, педагог- психолог.

2.5.Методическая помощь классным руководителям и воспитателям.

Повышение профессионализма педагогов осуществляется через деятельность школьных методических объединений (ШМО) классных руководителей и воспитателей, которое осуществляет следующие функции:

-организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности школы-интерната;

-координирует воспитательную работу классных руководителей и воспитателей;

-определяет стратегические направления воспитательной работы школы-интерната;

-организует изучение и освоение современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы;

-обсуждает социально-педагогические проблемы деятельности классных руководителей и воспитателей;

-обсуждает материалы по обобщению передового педагогического опыта.

Основными формами работы ШМО являются семинары, заседания , круглые столы, обобщение опыта работы, повышение квалификации классных руководителей и воспитателей.

 

 

 

 

3. Основные направления воспитательной работы

             

            3.1.Психолого-педагогическое изучение личности обучающихся.

Классный руководитель и воспитатель  изучает динамику личностного развития обучающихся, их воспитанности, межличностные отношения в классе-группе, ведёт записи наблюдений по отдельным обучающимся.

Ежегодно заполняется социальный паспорт семей обучающихся. Используются различные методы изучения воспитательных возможностей семьи (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование).

Диагностика является основой для составления  плана воспитательной работы классного руководителя и воспитателей  на учебный год, его коррекции по итогам учебных четвертей.

             

            3.2.Организация ученического соуправления.

             *Развитие коммуникативных качеств

Ученическое соуправление выстраивается на двух уровнях: классном-групповом и общешкольном.

 В 1-4 классах идёт подготовка к участию в ученическом соуправлении.

В 5-11 классах ученическое соуправление осуществляется через временные советы дела. На общешкольном уровне ученическое соуправление представлено Органом детского школьного объединения «Радуга» (5-8 кл) и Советом старшеклассников «Лидер» (9-11кл)

В повседневной деятельности ученическое соуправление в 1-11 классах проявляется:

-в планировании деятельности коллектива обучающихся, в организации этой деятельности, в анализе своей работы,  подведении итогов сделанного и принятии решений;

-в защите интересов, прав  воспитанников; в разработке школьных положений, касающихся жизни  детского коллектива

Основные принципы ученического соуправления – равноправие; выборность; обновляемость; открытость и гласность; демократия и законность.

             

            *Воспитание черт характера, духовно-нравственное воспитание

Воспитание черт характера, духовно-нравственное воспитание осуществляется через индивидуальную работу с обучающимися, через  внеурочную деятельность и коллективные воспитательные мероприятия.

            *Организация взаимодействия школы-интерната с семьей

Взаимодействие школы-интерната с семьей строится на основе положения о взаимодействии школы с семьей (родителей (законных представителей) обучающихся), в котором определяются права и обязанности сторон.

 Работа школы-интерната с родителями включает следующие блоки:

-психолого-педагогическая диагностика семьи;

-повышение психолого-педагогических знаний родителей;

-вовлечение родителей в УВП;

-участие родителей в управлении школой-интерната;

-контроль за воспитанием и содержанием детей в социально неблагополучных семьях

*Формирование здорового образа жизни, жизненных навыков

В школе-интерната разработана программа развития  «Школа здоровья», направленная на объединение усилий семьи, школы, социума по сохранению и укреплению здоровья  детей. Реализация программы предполагает формирование культуры здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся, обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе.

 

*Развитие творческих способностей

Развитию творческих способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению обучающихся способствует система

внеурочной деятельности , которая  представлена детскими  школьными объединениями, кружками и секциями .

 

4. Содержание, формы и методы воспитательной работы

4.1.Содержание воспитательной работы включает в себя следующие компоненты:

-воспитание в процессе обучения ;

--внеурочная  деятельность

            -стиль, тон отношений в школьном коллективе,

             морально- психологический климат;

4.2.Отбор содержания, форм и методов воспитательной работы определяется моделями выпускников ступеней обучения, механизмом их реализации, локальными актами в том числе данным положением, Уставом школы-интерната, школьными программами, планами классного руководителя  и реализации задач по программам  воспитателей на учебный год.

4.3.Воспитание в процессе обучения осуществляется через отбор содержания для урока, организацию деятельности обучающихся на уроке, влияние личности учителя на воспитанника. Координация  воспитательной деятельности учителей предметников осуществляется на заседаниях школьных методических объединений.

Воспитание в процессе  развития личностных качеств во внеурочной деятельности ведется с учетом личностных особенностей обучающихся, подбор мотиваций для формирования  качеств личности воспитанника .

4.4.Внеурочная воспитательная  деятельность осуществляется на трех уровнях: *внеурочная воспитательная деятельность в классе-группе;

* внеурочная воспитательная деятельность в школе-интернате;

* внешкольная воспитательная деятельность.

Внеурочная воспитательная деятельность в классе-группе осуществляется классным руководителем, воспитателем в соответствии с программой воспитательной работы с классом-группой на год, утвержденным директором школы-интерната, его должностной инструкцией.

Внеурочная воспитательная деятельность в школе-интернате организуется заместителем директора по воспитательной работе, в соответствии с программой воспитательной работы школы-интерната на год, утвержденным директором , их должностными инструкциями.

Внешкольная воспитательная деятельность осуществляется заместителем директора по воспитательной работе, педагогами детских творческих объединений согласуя проведение совместных мероприятий с привлечением обучающихся  с администрацией школы-интерната.

 

5. Классный руководитель, его роль в воспитательной работе школы-интерната.

5.1.Классный руководитель – педагог школы-интерната, назначаемый  приказом директора школы.  Классным руководителем в 1-4 классах  является учитель начальных классов, в 5-11 классах учитель, как правило преподающий свой учебный предмет в данном классе.

5.2.Назначение, функции, направления, содержание и формы деятельности классного руководителя.

Классный руководитель выполняет следующие функции: аналитическую, контролирующую, координирующую, коммуникативную.

Направления деятельности классного руководителя:

-индивидуальная работа с обучающимися  своего класса;

-работа с коллективом класса;

-взаимодействие с участниками УВП (учителя-предметники, педагоги дополнительного образования,  администрация);

-деятельность по сохранению и укреплению здоровья;

-работа с семьями обучающихся.

Ø     Работа классного руководителя строится на основе анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно- ориентированного подхода. Также он принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных отношений.

Ø     Формы работы могут быть разнообразными в соответствии с возрастными особенностями детей, поставленными воспитательными задачами, однако они не должны наносить физический и моральный ущерб ребенку, нарушать его права, унижать его личное достоинство, не должны вступать в противоречие с общешкольной воспитательной политикой. Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагогов и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные нравственные проблемы.

 

                6.Воспитатель, его роль в воспитательной работе школы-интерната.

 

6.1. Воспитатель группы – педагог школы-интерната, назначаемый  приказом директора школы. Это педагог , который осуществляет воспитание, принимает на себя ответственность за условие жизни в группе и развитие личностных качеств воспитанника.

6.2.Назначение, функции, направления, содержание и формы деятельности классного руководителя.

Ø     Воспитатель  ставит перед собой задачу :организовать процесс воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для воспитанника. Воспитатель -выполняет следующие функции: аналитическую, контролирующую, координирующую, коммуникативную.

Ø     Механизм воспитания  заключается в оказании педагогом-воспитателем  поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению его здоровья, формированию духовной –нравственности, развитию способностей.

Ø     Направления работы воспитателя :

-организация питания,

-организация прогулок,

- организация и выполнение домашнего задания (контроль , помощь),

-индивидуальные занятия с детьми , требующими психолого-педагогической поддержки,

-экскурсии, кружковая деятельность, подготовка к конкурсам,

- поисковые исследования и работа над проектами,

-работа с родителями и законными представителями.

Ø     Обязанности  воспитателя:

-изучает особенности обучающихся, их семьи, ведет записи наблюдений; изучает воспитательное влияние окружающей среды на воспитанников группы;

-составляет  программу  и план воспитательной работы с классом-группой на год

и строит свою деятельность в соответствии с ним;

-проводит ежедневно индивидуальную работу с обучающимися по вопросам

 их обучения и воспитания; контролирует состояние их внешнего вида,

соблюдение ими санитарно-гигиенических норм, правил ТБ, Устава школы;

-проводит каждый день  тематические часы общения, участвует в

подготовке классного часа и  участвует в подготовке и проведении

 общешкольных мероприятий.

-организует дежурство по  классу –группе и  по школе ;

-проводит работу по профилактике правонарушений, по профориентации,

 по формированию здорового образа жизни;

 

Ответственность

Классный руководитель и воспитатель  несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и не использование прав, предусмотренных данным положением.

 

7.Результативность воспитательной работы

Результативность воспитательной работы определяется следующими критериями:

1)      неформальные:

-         уровень развития потенциалов личности;

-         уровень воспитанности во внешнеповеденческом аспекте;

-         социализация  обучающихся  школы -интерната;

2)      формальные:

-         охват обучающихся системой  внеурочной деятельностью, личностные достижения  воспитанников.

-         отсутствие обучающихся, стоящих на учёте в ПДН; снижение количества воспитанников, стоящих на ВШК;

-         удовлетворённость родителей УВП;

-         участие обучающихся в работе органов ученического соуправления.

 

 

 

Наверх