Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Единый портал государственных услуг в электронном виде
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат № 95»

 

Утверждено

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

_____________________

 

 

Рассмотрено на заседании МО воспитателей

Протокол № 1

От «30» августа 2018 г

 

 

 

 

ПРОГРАММА «Правила дорожного движения»

 

(Групповая, внеурочная )

 

Для воспитательских групп :

2б,3б,4б,5б,5в,6б,6в,7а,7б

 

 

Программа разработана  на основе: программы развития школы-интерната «Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 

   

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2018г.

 

 

 

                                                            ПАСПОРТ
«Программа по правилам дорожного движения»,
 

через социальное   развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного

направления, для обучающихся 1,2б,3б,4б,5б,5в,6б,6в,7а,7б

Настоящая Программа является документом прямого действия, определяющим стратегию развития воспитательной работы .

Наименование

программы

«Программа по правилам дорожного движения»,

через социальное   развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного направления, для обучающихся2б,3б,4б,5б,5в,6б,6в,7а,7б

 

 

 

Заказчик Программы

Администрация МКОУ «Школа-интернат № 95».

 

Основные разработчики Программы

Заместитель дир.по ВР Кондрашова Т.Ю.председатель МО воспитателей Смирнова Н.А.

 

Исполнители Программы

-  классный руководитель, воспитатель;

-  обучающиеся;

-  родители обучающихся;

-  педагоги-предметники;

-  социальный педагог;

-  психолог;

-  библиотекарь;

-  медицинские работники школы-интерната.

 

Цель деятельности по реализации Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание воспитательной системы класса-группы, через мотивацию  на прочные нравственные привычки, через  изучение правил дорожного движения с  привитием навыков повседневно использовать  знания по правилам дорожного движения на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

 

 

 

 

 

Задачи деятельности по реализации

Программы

  • приобретать знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);                                                 
  • усваивать правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);                                                         
  • учить понимать сигналы светофоров и регулировщиков;        
  • усваивать, где можно устраивать игры, ездить на санках, конь­ках, лыжах и т. д.;
  • учить пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

 

знакомить со значением важнейших дорожных знаков, линий до­рожной разметки проезжей части улицы (дороги

Приоритетные направления (проекты) Программы

Приоритетные направления Программы соответствуют основным направлениям воспитательной работы школы - интерната:

         духовно - нравственное;

         социальное;

         общекультурное;

         спортивно-оздоровительное.

Приоритетное через  социальное  развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного направления

Направления  работы  по данной программе реализуются через систему традиционных коллективных творческих дел, общешкольных мероприятий.

 

 

 

 

 

                                                       Пояснительная записка

Программа разработана  на основе: программы развития школы-интерната «Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением, в качестве приоритетного направления определяет социального   развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного направления. Также данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения, а так же Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений IVIII классов 1990 г., Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения 2000г.

В комплексе мероприятий, проводимых в стране и в городе по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения, большое значение имеют вопросы профилактической работы. В ПДД определены строгие требования как к водителю, так и к пешеходу; выполнение этих требований призвано обеспечить безопасность движения. Прежде чем сесть за руль, водитель получает на это «права», но пешеходами мы становимся с малых лет, и никто не требует от нас сдать экзамен и получить «права» пешехода. А ведь по вине пешеходов происходит чуть меньше половины всех автоаварий.

Обучение детей ПДД начинается  с 1 класса Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь. Школе- интернате принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна Программа.

 

 

Цель  : Создание воспитательной системы класса-группы, через мотивацию  на прочные нравственные привычки, через  изучение правил дорожного движения с  привитием навыков повседневно использовать  знания по правилам дорожного движения на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

 

Содержание программы.

Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы-интернате. Изучение правил осуществляется с 1 ­класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в месяц по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 25-30 минут. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.

Обучение ПДД можно включать в общий воспитательный процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и т.д.

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения воспитанников сводки о ДТП на улицах вашего района, случаи нарушения ПДД обучающимися школы-интернате, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания воспитанников. Обучающийся должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.

Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.

Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.

Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения. Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

На занятиях  обучающиеся.

 

·        приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);                                                 

·        усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);                                                         

·        учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;        

·        усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, конь­ках, лыжах и т. д.;

·        учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);

 

·        знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий до­рожной разметки проезжей части улицы (дороги).     

  

Тематическое планирование.

Занятия по программе  проводятся один раз в месяц В планирование не включены экскурсии и инструктажи, которые педагог планирует самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей своего класса. Даны рекомендации для проведения экскурсий по улицам района города.

2.1.Тематическое планирование для 1,2,3,4,5 классов. 

№ занятия

Тема

Количество часов

1

На улицах нашего района.

1

2

Мы идем в школу.

1

3

Это должны знать все.

1

4

Наши верные друзья

1

5

Мы пассажиры.

1

6

Знаки на дорогах.

1

7

Опасные игры.

1

8

На загородной дороге.

1

9

Учимся соблюдать правила движения.

1

10

Резервное время

4

11

Как мы знаем правила дорожного движения.

1

12

Сигналы регулировщика.

1

13

Элементы улиц и дорог.

1

14

Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц.

1

15

Движение пешеходов по улицам города.

1

16

Правила перехода улиц и дорог.

1

17

Как переходить улицу на регулируемом перекрестке.

1

18

Как обходить стоящий транспорт.

1

19

Практические занятия и игры по ПДД на специально размеченной площадке.

1

20

Резервное время

4

2.3. Тематическое планирование для 6.7, класса. 

№ занятия

Тема

Количество часов

1

Введение.

1

2

Сигналы светофора и регулировщика.

1

3

Дорожные знаки.

1

4

Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров.

1

5

Тормозной путь транспорта.

1

6

Я иду по улице.

1

7

Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке.

1

8

Мы велосипедисты.

1

9

Велородео. Игра – соревнование на площадке по правилам движения на велосипедах.

1

10

Резервное время

4

11

Наш путь в школу и новые маршруты.

1

12

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1

13

Движение учащихся группами и в колонне.

1

14

Труд водителя.

1

15

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

1

16

Предупредительные сигналы водителей.

1

17

Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.

1

18

На железной дороге.

1

19

Практические занятия на специально размеченной площадке.

1

20

Резервное время

4

 

 

Приложение № 1

Примерное  планирование занятий в 1,2,3,4,5 классе.

Занятие № Тема: «На улицах нашего района».

Цель: познакомить учащихся с главными улицами района города, с улицами микрорайона школы. Рассказать об особенностях движения транспорта и пешеходов по этим улицам.

Учебно-наглядные пособия: макет микрорайона школы, модели транспортных средств и фигурки пешеходов, таблицы видов перекрестков, которые располагаются вблизи школы.

Необходимая терминология: правила дорожного движения, тротуар, проезжая часть, перекресток, транспорт, светофор, водитель, пешеход, велосипедист, ворота.

Ход занятия. Занятие начинается с беседы о районе города, в котором живут учащиеся. Учитель рассказывает, что по улицам города движутся транспорт и пешеходы. Транспорт дви­жется по проезжей части улиц. Место пересечения улиц называется перекрестком.

Для движения пешеходов служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, а в узких местах - уступать дорогу взрослым.

Необходимо объяснить учащим­ся, что нужно соблюдать осторож­ность, проходя по тротуару мимо ворот или арок дворов. Из ворот может внезапно выехать автомобиль.

Нужно соблюдать осторожность и при движении по тротуа­ру мимо стоящего или подъезжаю­щего к краю тротуара автомоби­ля: пассажиры транспорта могут внезапно открыть дверь легкового автомобиля или кабины грузового автомобиля и ударить пешехода.

Используя макет микрорайона школы и модели транспортных средств, учитель показывает и объясняет, как движутся транспорт и пешеходы по улицам, соблюдая ПДД. Далее учитель говорит, что водители всех машин соблюдают определенные правила дорожного движения, знать и выполнять эти правила должны и пешеходы.

Изучать и знать ПДД необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.

Если будут нарушены правила движения, может произойти дорожное происшествие. Учитель обращает внимание на то, какой опасности могут подвергнуться дети, нарушая правила перехода улицы.

На макете перекрестков учитель устанавливает фигуры пешеходов и предлагает детям показать, как они переходят дорогу, на этих перекрестках. Важно, чтобы дети сами указывали на ошибки друг друга.

Контрольные вопросы и задания.

1.Где должны ходить пешеходы?

2.Почему нельзя ходить по проезжей части?

3.Покажите на таблице проезжую часть улицы.

4.Покажите на таблице тротуар.

5.Покажите на таблице перекресток.

6.Расскажите, как надо ходить по тротуару.

Упражнения (в классе). Дети учатся быстро определять левую и правую стороны.

1.Учащиеся строятся. Учитель, показывая, подает команду: поднять правую руку, поднять левую руку, повернуться кругом и повторить команды.

2.Учащиеся встают парами лицом к лицу. По команде учителя дети показывают друг другу правую или левую руку.

3.Учитель спрашивает, с какой стороны в классе находятся окна, двери и т.д., а теперь повернитесь кругом. С какой теперь стороны находятся окна и двери?

Игра (на размеченной площадке). Детям показывают отметку тротуара. Дети делятся на 4 группы. Две группы надевают макеты машин и играют роль автомобилей. Две следующие группы играют роль пешеходов. Цель: Дети должны понять, что и машины, и пешеходы движутся по правой стороне дороги (тротуара). На этом занятии надо научить детей двигаться и по лестнице, и по коридорам школы по правой стороне.

 

Занятие №2. Тема: «Мы идем в школу».

Цель: помочь ученикам выбрать наиболее безопасный путь в школу. Научить переходить проезжую часть на этом отрезке пути.

Учебно-наглядные пособия: макет микрорайона школы, модели транспортных средств, фигуры пешеходов и схемы перекрестков улиц и дорог.

Необходимая терминология: безопасность, шоссе, пешеходный переход, «островок безопасности», посмотреть налево, посмотреть направо, терпение, осторожность.

Ход занятия.

Показать на схеме перекрестка и объяснить, как надо переходить улицу. При переходе улицы или дороги идти только шагом и, прежде чем переходить улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, остановиться и посмотреть направо. Убедившись, что транспорта нет, закончить переход улицы.

Если не успели закончить переход и движение транспорта началось, то надо остановиться на середине улицы на «островке безопасности» (показать на схеме перекрестка).

Нельзя переходить перекресток по диагонали (показать на схеме перекрестка), двигаться надо только под прямым углом (показать на схеме перекрестка).

Далее учитель, используя макет микрорайона школы, помогает ученикам выбрать самый безопасный путь из дома в школу. Необходимо отработать с учениками правильные повороты головы («посмотри налево», «посмотри направо») и повторять при этом хором: «Я смотрю налево, не вижу автомобиля, иду к середине улицы. Я смотрю направо, не вижу автомобиля и иду дальше».

Контрольные вопросы и задания.

1.Как надо переходить улицу?

2.Где можно остановиться, если не успели переход улицы?

3.Покажите на таблице перекресток. Чем он опасен?

4.Расскажите о своем пути в школу.

Упражнения. На площадке учащиеся делятся на 3 группы: пешеходы, автомобили, инспектора ДД. Дети тренируются переходить улицу: когда на дороге нет автомобилей, когда по дороге движется один автомобиль слева и справа, когда по дороге движется сразу несколько автомобилей (дети в группах меняются ролями).

Игры. 1.На схему перекрестка ставится фигурка двух пешеходов. Детям предлагается помочь им перейти перекресток к назначенному на перекрестке месту.

           2.На схеме устанавливается фигурка Незнайки. Показать, как перешел Незнайка перекресток. Дети должны назвать все его ошибки и показать верный путь.

 

Занятие №3. Тема: «Это должны знать все».

Цель:познакомить учащихся с основными правилами дорожного движения. Рассказать им об особенностях движения транспорта и пешеходов по мокрой и скользкой улице.

Учебно-наглядные пособия. Макет микрорайона школы, набор фигур и схем для изучения правил движения, таблицы «Правило правой стороны», «Движение по улице группами».

Ход занятия. Учитель объясняет детям, что называется правилами дорожного движения и почему они необходимы. Он рассказывает о роли транспорта в жизни населения и о потребности в транспорте промышленности и сельского хозяйства, обращает внимание учащихся на рост транспорта в количественном отношении и об увеличении интенсивности его движения, разъясняет, что одним из важных условий обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах является строгое соблюдение правил движения водителями транспортных средств и пешеходами.

Привести примеры последствий нарушений правил движения на улицах и дорогах. Группы детей на улице должны ходить только по тротуару и пе­шеходным дорожкам под руководством взрослого (учителя, вожатого) по два' человека в ряд (парами). Переход улицы группе детей разреша­ется только в присутствии взрослого и в разрешенных местах перехода улиц.     

Если обозначенный разметкой пешеходный переход позволяет по ширине, то, для того чтобы быстрее освободить проезжую часть улицы, можно перестроить учащихся для перехода потри или четыре человека в ряд (но не более четырех). Идти надо шагом. Без разреше­ния. учителя выходить из строя нельзя.

На улицах с большим движением транспорта переходить дорогу надо на регулируемых перекрестках, с соблюдением всех правил, в соответствии с сигналами светофора или регулировщика.

Контрольные вопросы.

1. Зачем нужно знать и выполнять правила дорожного движения?

2.Какнужно вести себя при движении по улице в группе?

3. В каких местах разрешается переход улицы группе учащихся?

Упражнения(на площадке, а затем на улице). Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами. Один из учащихся назначается руководителем группы. Переход проделать несколько раз, меняя руководителей.

В сопровождении родителей, юного инспектора движения вывести детей на улицу с малоинтенсивным движением, где редко ходит тран­спорт. Еще раз напомнить им правила перехода улицы. Затем, держа за руку ученика, перейти улицу вмecтe с ним. Таким образом перей­ти улицу с несколькими учениками.

 

Занятие №4. Тема: «Наши верные друзья».

Цель:     объяснить учащимся назначение светофоров, рассказать о значении сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Научить переходить улицу по зеленому сигналу транспортного светофора и разрешенному сигналу пешеходного светофора.

Учебно-наглядные пособия: модели трехсекционного светофора и пешеходного светофора, набор фигур и схем по правилам движения, макет микрорайона города, таблицы «Четырехсторонний перекресток», «Сигналы регулирования дорожным движением».

Необходимая терминология: стоп; внимание, сигнал, пешеходный светофор, стойте, идите.

Ход занятия. Демонстрируя трехсекционный светофор с включенными сигналами, учитель объясняет значение каждого сигнала для водителя и пешехода.

При красном сигнале запрещается движение транспорта и пеше­ходов через перекресток. При зеленом сигнале разрешается движение транспорта и пешеходов через перекресток. Желтый сигнал означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора, движение транспорта и пешеходов через перекресток запрещается.                                                                     

На некоторых перекрестках с интенсивным движением пешеходов дополнительно к транспортным светофорам устанавливают пешеходные светофоры со световыми сигналами.

Пешеходные светофоры в отличие от транспортных, имеют два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или с силуэтом идущего человека и красный с надписью «Стойте» или с силуэтом стоящего человека. (Пешеходные светофоры применяют только в тех случаях, когда при сигнале «Идите» путь пешехода не пересекается движущимся транспортом.)

Зеленый сигнал «Идите» или силуэт идущего человека обеспечивает полную безопасность пешеходов.

Красный сигнал «Стойте» или силуэт стоящего человека запрещает движение пешеходов, это соответствует красному сигналу светофора.

Контрольные вопросы.

1.Что означает красный сигнал светофора?

2.Что означает желтый сигнал светофора?

3.Что означает зеленый сигнал светофора?

4. Какой сигнал пешеходного светофора запрещает переходить улицу?

5.При каком сигнале пешеходного светофора можно переходить улицу?

Упражнения(на площадке). На перекрестках устанавливают светофоры, управляемые учащимися. Школьники по группам играют роль транспорта и пешеходов. Для упрощения движения транспорту запрещается делать левый и правый повороты. При переходе улиц учащимися особое внимание уделяется пониманию ими сигналов пешеходного светофора.

 

Занятие №5. Тема: «Мы пассажиры».

Цель: познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом; показать, как нужно его обходить.

Учебно-наглядные пособия: таблицы «Общественный транспорт и грузовые автомобили», «Правила для пешеходов».

Необходимая терминология. Общественный транспорт, вагон, посадочная площадка, посадка.

 Ход занятия. Учитель рассказывает детям, что трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на тротуаре или на посадочной площадке. Посадка на общественный транспорт производится в порядке очереди при полной остановке транспорта. Входить в салоны автобусов и троллейбусов и вагоны трамваев можно через заднюю дверь, выходить через переднюю дверь. Войдя в салон (вагон) надо взять билет и пройти вперед. При выходе из трамвая надо посмотреть направо и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару.

При выходе на остановке из автобуса или троллейбуса надо пройти на тротуар, дойти до пешеходного перехода или перекрестка и убедившись в безопасности, выходить на проезжую часть для перехода улицы.

Стоящий трамвай обходят спереди (так как в этом случае виден встречный трамвай) и также только по пешеходному переходу.

Из легкового автомобиля, как и из автобуса, выходят только в сторону тротуара. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать дверь, чтобы не задеть пешехода.

     В помощь учителю. Лица, оказывающие помощь детям, больным или престарелым людям при посадке втранспортное средство, должны находиться на посадочной площадке, помогая слабым людям первыми войти в салон. При высадке человек, оказывающий помощь, должен сойти первым, а затем помочь слабому покинуть транспортное средство.

Пассажиры обязаны посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. В целях безопасности посадка и высадка пассажиров должны осуще­ствляться только со стороны тротуара или обочины. Поэтому во всех автобусах, троллейбусах и трамваях двери для пассажиров располагаются с правой стороны. Общий порядок посадки и высадки пассажиров распространяется и на легковые автомобили, а также на грузовые, если на них осуществ­ляется перевозка людей.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочи­ны, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения. В исключительных случаях (грязная обочина, на тротуаре проводят­ся какие-либо работ и т.п.) посадка и высадка допускаются с проезжей ча­сти при соблюдении необходимых мер предосторожности и без создания помех другим участникам движения. Во всех случаях это следует делать под наблюдением водителя. Однако ответственность за выполнение требований дан­ного положения в равной степени возлагается и на пассажиров.

Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. Безопасное управление транспортным средством требует от водителя со­средоточенности и концентрации внимания. В особенно сложных условиях нахо­дятся водители маршрутных транспортных средств. Недопустимы во время дви­жения вопросы к водителю, стук в стенку его кабины, открывание дверей или форточек и другие действия в салоне, отвлекающие водителя. Все вопросы должны разрешаться только на остановках.

Пассажирам запрещается открывать двери транспортного средств во время его движения. Открывание дверей транспортного средства во время его движе­ния может привести к выпадению пассажира из кабины или салона транс­портного средства, нанесению повреждений пешеходам, движущимся по обочине, тротуару или краю проезжей части и т.п. Запрещается ездить на подножках и выступающих частях транспортных средств, а так же высовывать из окон руки, голову и какие-либо предметы.

Контрольные вопросы.

1.Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?

2.Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

3.Через какую дверь нужно входить в автобус, троллейбус, трамвай?

4.Как нужно вести себя в общественном транспорте?

5.Как надо обходить стоящие трамвай, автобус, троллейбус?

Упражнения (в зале, на площадке). Несколько учащихся двигаются по «улицам» с плоскими макетами трамвая, троллейбуса, автобуса. По пути следования они останавливаются. Группы учащихся, соблюдая правила движения, обходят остановившийся «городской транспорт». Далее учащиеся меняются местами, упражнения продолжаются.

 

Занятие №6. Тема: «Знаки на дорогах».

Цель: познакомить учащихся с некоторыми часто встречающимися в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков, а также со знаками, необходимыми пешеходу.

Учебно-наглядные пособия: настенные дорожные знаки, таблицы «Обозначение переходов», «Дорожные знаки».

Необходимая терминология: дорожный знак, железнодорожный переезд, шлагбаум, одностороннее движение.

Ход занятия. Учитель рассказывает о дорожных знаках, которые помогают организовывать безопасное движение транспорта и пешеходов. Особое внимание он обращает на знаки: «Железнодорожный пе­реезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; знаки, предупреждающие о пересечениях и примыканиях: «Пешеходный переход» (предупреждающий и указательный знаки); «Дети», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Одностороннее движение». Очень важно выслушать понимание и трактовку этих знаков детьми, т.к. например, знак «Дети» некоторые школьники воспринимают, как команду «Перебегать дорогу быстро!». Необходимо довести до сведения детей значение этих знаков. Можно использовать стихи и загадки, предлагаемые журналами «Начальная школа» и приложением к газете «1 сентября» «Начальная школа» (См. приложение).

Необходимо также познакомить учащихся с другими обозначениями, встречающимися на улицах города: «Переход», «Берегись автомобиля». Здесь уместно обратить внимание на улицы с односторонним движением: Показать на схеме, таблице и т. п., объяснить учащимся, что при переходе улицы с односторонним движением справа необходимо смотреть направо. При одностороннем движении слева во время движения через улицу необходимо смотреть налево.

Контрольные вопросы.

1. Зачем нужны дорожные знаки!

2, Расскажите, какие вы знаете дорожные знаки и что они обозначают.

3. Где устанавливается знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»?

4. В каких местах устанавливается знак «Дети»?

5. Какие дорожные знаки вам встречаются по дороге в школу?'

Упражнения(на площадке). Одну из улиц площадки, установив на ней соответствующие знаки и указатели, превращают в улицу с односторонним движением и проводят на ней практические занятия по переходу улиц с односторонним движением. Роль транспорта и пе­шеходов выполняют учащиеся. При выполнении упражнений «пеше­ходы» должны идти спокойным шагом, «транспорт» должен двигаться быстрее.

       Далее проводятся упражнения на закрепление знаний учащихся, по дорожным знакам, для чего на площадке устанавливают необходимые дорожные знаки.

 

Занятие №7. Тема: «Опасные игры».

Цель: убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги).

Учебно-наглядные пособия: набор фигур и схем для изучения правил дорожного движения, агитационные плакаты.                                                                         

Ход занятия. Учитель, используя наглядные пособия, рассказы­вает и показывает, где движется транспорт по улицам и дорогам, где должны играть дети. На Макете улицы располагают на проезжей ча­сти дороги модели транспорта, на тротуаре - фигуры пешеходов.

Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей транспорта, демонстрируется несколько опасных положений.

Надо привести учащимся пример, рассказать о конкретном случае, когда ученик играл в неположенном месте, на проезжей части дороги, и на него наехал транспорт, восстановить обстановку на схеме при помощи фигур пешеходов и моделей транспортных средств.

Во время беседы объяснить учащимся, что игры и катания на коньках, санках, велосипедах разрешаются в специально отведенных местах: на детских площадках, во дворах в парках, на стадионах, спортивных площадках и т. п.

Обратить внимание учащихся, что в городах в места, специально отведенные для игр детей, въезд транспорта запрещен знаками, и игры можно проводить безопасно.          

После занятия дети должны твердо усвоить, где можно устраивать   игры, кататься на санках, коньках, велосипедах.

Контрольные вопросы.

1. Где можно кататься на самокате и детском велосипеде?

2. Почему опасно цепляться за автомобиль?

3. Почему нельзя играть на улице?

4. Почему нельзя кататься на санках с горок на улице?

Игра (в классе). Школьники делятся на две группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с названием вида транспорта: «велосипед», «автомобиль», «мотоцикл» и т. д. Пешеходам дают таблички: «школьник», «пешеход». Команда «Движение!» подается для тех, у кого таблички с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду.

По команде «Движение!» учащиеся поднимают вверх таблички с названиями: «автомобиль», «мотоцикл» и т. п. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают. штрафные очки.       Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз).

  Далее организовывают дорожное движение, как и на предыдущих уроках.

  Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем учащиеся меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продол­жается. В конце игры подсчитываются штрафные очки и определяется победитель.

 

Занятие №8. Тема: «На загородной дороге».

Цель:научить школьников движению по загородной дороге.

Учебно-наглядные пособия: схема дороги с железнодорожным пе­реездом. Макет железнодорожного переезда, набор фигур пешеходов и моделей транспорта, таблица «Движение пешеходов».

Необходимая терминология: дорога, обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, железнодорожные пути, рельсы, железнодорожный переезд, шлагбаум, светофор с мигаю­щим(и) красным(и) сигналом(ами), сигнальный знак «Берегись   поезда».

Ход занятия. На загородных дорогах движение пешеходов разре­шается по обочинам (расположены по обе стороны проезжей части, служат для остановки автомобилей и могут использоваться для дви­жения пешеходов). Наиболее безопасно идти по левой обочине дороги, навстречу движущимся машинам. В этом случае заранее видно приближение автомобиля и, когда нужно, можно сойти с доро­ги влево. Учитель пишет на доске: «Движение пешеходов по левой стороне дороги позволяет видеть опасность».

Далее учитель рассказывает о том, что сейчас вдоль дорог, в осо­бенности в населенных пунктах, устраиваются обособленные от проезжей части дорог пешеходные дорожки, которые часто располо­жены за пределами дорог (земляного полотна). Пешеходная дорожка может быть устроена рядом с велосипедной дорожкой, а в исключительных случаях - в пределах обочины. В этом случае она обязательно отделяется от проезжей части специальным огражде­нием или сплошной линией разметки.

Надо напомнить учащимся, что пешеходные дорожки обозначают дорожным знаком «Дорожка для пешеходов». При наличии этих дорожек пешеходам следует ходить только по ним.

При отсутствии пешеходных дорожек, но при наличии велосипед­ной дорожки пешеходы могут воспользоваться этой дорожкой, если, на ней нет интенсивного движения велосипедистов.

Переходить дорогу надо только в необходимых случаях, и если она просматривается в обе стороны и нет приближающегося транс­порта. ­

Пересекать проезжую часть дороги в населенных пунктах пеше­ходы должны в местах, обозначенных разметкой или указательным дорожным знаком «Пешеходный переход», а если их нет - на пере­крестках по линии тротуаров или обочин.                                                     ­

  Вне населенных пунктов, учитывая, что перекрестки могут быть удалены друг от друга на большое расстояние разрешается переход в местах обозначенных пешеходных переходов, а если их нет, то в лю­бом месте дороги, но при условии, что дорога хорошо просматривается в обе стороны, т. е. убедившись, что движения транспорта нет на зна­чительном расстоянии (чем шире дорога, тем это расстояние должно быть большим).

Правилами движения запрещается переход дороги (вне обозначенного перехода): на закруглениях дороги с малым радиусом,поблизости от вертикального перелома профиля, около опор путепроводов.

При движении по загородным дорогам встречаются железнодорож­ные пути. Переходить железнодорожные пути учащимся можно в местах железнодорожных переездов и только в сопровождении взрос­лых, и если нет приближающегося поезда. Запрещается ходить на переезд при закрытом, либо начинающем закрываться шлагбауме и независимо от положения шлагбаума при мигающих красных сигна­лах светофора и включенной звуковой сигнализации. Запрещается также хождение по рельсам, насыпи, нельзя играть вблизи железно­дорожных путей.

Контрольные вопросы и задания.

1.Покажите на таблице, где следует ходить на загородных дорогах.

2.Где надо переходить дорогу в поселке?

3.В каких местах надо переходить дорогу за городом?

4.По какой части дороге должен двигаться пешеход?

5.По какой обочине безопаснее идти пешеходу?

6.Почему опасно находиться вблизи железнодорожных путей?

7.В каком месте можно переходить железнодорожные пути?

Упражнения (на площадке). Участок дороги. Пешеходы идут            по обочинам дороги, автомобили движутся в двух направлениях, проезжая близко к обочине. Напомните о преимуществах пешехода, идущего по левой обочине дороги.

 

Занятие №9. Тема: «Учимся соблюдать правила движения».

Цель: предупредить учащихся об увеличении опасности весной на улицах и дорогах в связи с увеличением в это время года числа машин и пешеходов. Закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения с помощью настольных игр.

Учебно-наглядные пособия: макет микрорайона школы, набор фигур и схем по правилам дорожного движения. Настольные игры.

Ход занятия. Учитель рассказывает учащимся, что с приходом теплых солнечных дней на улицах и дорогах увеличивается количе­ство автомобилей и пешеходов. С увеличением числа машин возраста­ет опасность на дороге. Дети устраивают на улицах различные игры и развлечения и, увлекаясь игрой, часто выбегают на проезжую часть улиц и дорог, забывая об опасности.

Теперь, чтобы перейти улицу, надо быть более внимательным и осторожным. Опасность увеличивается и потому, что на дорогах по утрам бывает скользко. (Днем, когда ярко светит солнце, снег и лед на дороге подтаивают, а ночью вновь подмораживает.) Водителю на такой дороге, сразу остановить машину невозможно, и неожиданное появление перед автомобилем школьника может привести к несчастному случаю. Нередко в такие моменты, спасая жизнь нарушителя,          страдают водитель и окружающие.           

         После беседы учитель делает вывод, что с наступлением весны на улице нужно быть особенно дисциплинированным и осторожным, строго выполнять правила дорожного движения.

Игра (в классе). С помощью набора фигур и схем настольных игр учащиеся закрепляют знания по правилам дорожного движения. Учитель, создавая на макете (схеме) при помощи фигур пешеходов и моделей транспорта и средств регулирования различные дорожные ситуации, учит детей ориентироваться в них.

Если ребенок, решающий задачу затрудняется в ответе, ему помогают другие учащиеся. В игре учащиеся применяют полученные знания по правилам движения, самостоятельно разбирают различные игровые дорожные ситуации.

Контрольные вопросы.

1. Почему с наступлением весны надо быть особенно осторожным на улице?

2. Почему опасно переходить улицу перед близко идущим транспортом?

3. Какие весенние игры ты знаешь на улице и где можно в них играть?

 

 

Приложение № 2

Рекомендации к проведению экскурсий по району города.

Целевые обучающие пешие экскурсии по городу можно начинать со 2 класса. До этого детей желательно вывозить на экскурсии на заказных автобусах. Это связано с тем, что у городских первоклассников еще практически нет опыта передвижения по улицам города группами. В первом классе  воспитатель организует тренировочные упражнения лишь на специальных учебных площадках.

Чем чаще учитель будет организовывать пешие экскурсии в театры, парки и т.д., тем больше возможностей будет выработать привычку не только соблюдать правила движения по улицам, но и давать оценку своим действиям, действиям других пешеходов, водителей.  Воспитанник научится быть внимательным на дороге. Важно, чтобы перед такими экскурсиями детям давались конкретные задания для наблюдения.

 

Примерный план экскурсий.

 

Перекресток

Цель: практическое закрепление знаний и умений перехода регулируемого перекрестка.

Оборудование: два красных флажка.

План экскурсий. (План экскурсий ежегодно составляется примерно одинаково, поэтому лишь раз остановлюсь на нем подробно.)

1.Маршрут экскурсии (схема маршрута с названием и обозначением опасных мест).

2.Перечень объектов посещения по ходу маршрута экскурсии:

а) перекрестков с малоинтенсивным движением (указать, пересечение каких улиц);           

         б) регулируемых перекрестков (указать, пересечение каких улиц, какими средствами регулируется движение).

3. Последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту и отводимого на посещение объекта.

4. Вводная беседа:                  

а) рассказать учащимся, что целью экскурсии является практическое ознакомление с правилами перехода регулируемых перекрестков;

б) напомнить правила перехода регулируемых перекрестков.

5. Наблюдения:

а) посмотреть, какими средствами регулируется движение на перекрестке;

б) посмотреть, как движется, транспорт на перекрестке;

в) проследить движение пешеходов на перекрестке;

г) зафиксировать нарушения правил пешеходами.

6. Текущая беседа:

а) пояснение при посещении каждого перекрестка;

б) контрольные вопросы после пояснения.

7. Практические занятия во время посещения объектов: переход улиц на регулируемом перекрестке.

8. Заключительная беседа. Разбор ошибок, подведение итогов экскурсии.

9.Фамилия, имя, отчество сопровождающих экскурсию. Какая работа выполняется сопровождающими.

Контрольные вопросы. (Обсуждения после экскурсии.)

1. Какие автомобили вы видели на улице?

2. Что такое перекресток?

3. Какой перекресток называется регулируемым?

4. Как надо переходить регулируемый перекресток?

5. Где движется транспорт?

6. Почему автомобили, едущие навстречу друг другу, не сталкиваются?

 Экскурсия по городу

Цель: практическое закрепление знаний и умений по переходу нерегулируемого перекрестка.

Ход занятия. План экскурсии см. выше. В данный план должно быть включено ознакомление учащихся с главными и второстепенными улицами района. В сопровождение необходимо включить двух взрослых людей не считая учителя.

Контрольные вопросы.

1.На каких улицах мы с вами пересекали нерегулируемые перекрестки?

2.Как мы это делали?

3.Встречался ли нам светофор с мигающим желтым сигналом? О чем говорил такой сигнал?

4.Почему нельзя было перебегать улицу?

5.Как двигались по таким улицам автомашины? Другие пешеходы?

6.Какие дорожные знаки встретились нам по дороге? Кого и о чем они предупреждали?

7.Как мы определяли место остановки троллейбуса?

8.Какие правила вы соблюдали в городском транспорте?

 Экскурсия по городу .

Цель:наблюдение за дорожным движением, подачей водителями предупредительных сигналов. Ознакомление с дорожными знаками, установленными по маршруту движения экскурсии.

Ход занятия. План экскурсии см. выше. Учащихся на экскурсии сопровождает звено юных инспекторов дви­жения, родители. Время экскурсий не следует выбирать в часы «пик» на тран­спорте.

Перед экскурсией учитель напоминает порядок следования в груп­пе. В заключение он задает вопросы и оценивает, как учащиеся само­стоятельно восприняли увиденное во время экскурсии.

Контрольные вопросы.

1.Какие транспортные средства вы увидели на улице?

2.Какие дорожные знаки вы встретили на своем пути?

3.Почему нельзя переходить проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом?

4.Какие предупредительные сигналы подает водитель перед поворотом на перекрестке?

5.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?

6.Почему все пешеходы идут по тротуару?

7.Где должна двигаться группа учащихся при переходе улицы?

8. Почему учащиеся должны идти парами в колонне?

9.Какие меры надо предпринимать при переходе улицы групп учащихся?

 

МОНИТОРИНГ

Организация занятий контроля знаний обучающихся.

Специально организовывать  занятия контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 6 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствую­щий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, какподает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому под­чиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, накотором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода? 13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?        

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

 Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?        

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим тран­спортом?

9. Как и где надо переходить улицу?       

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

 

Тесты для пешеходов.

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?     ­

           А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспорт­ном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

           А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

           А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.  

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

           А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

            А - нет; В - да; С - да, т.к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?          

           А- по правой стороне дороги; В- навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

           А - после открытия дверей; В- после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

           А - да; В- нет; С- погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулиров­щик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А- не можете, т. к. руки опущены; В- можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

            А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

           А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

           А - да; В- нет; С- нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

           А - да; В- да, в сопровождении не менее 2- x взрослых;           С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

                А – пассажирами; В- водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

           А– пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

             A – нет; В- да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

             А- да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?

             А - 1-й;­В– 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

             А- нет; В- да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?­

             А– на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

 

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

               А -   нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

                 А - 1-й; В- 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

                 А– дружинник, имеющий соответствующую экипи­ровку; В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

                 А - да; В- нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

               А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управ­ления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подава­емый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте            под углом в 900?

               А– правый поворот; В- левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

               А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет.      .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

                А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

               А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

               А - да, не создавая помех пешеходам;        В - нет;    С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

               А- да;        В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

               А- да; В- нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

               А- да; В- да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.      

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?           

               А- остановка запрещена; В- стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.   

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

                      А- да;                   В- нет; С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

                А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?

               А- 1-й; В- 3-й; ­ С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

               А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железно­дорожные пути вне железнодорожного поезда?

                А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной3,5 м?

              А   - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.

Ответы на тесты:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Для

пешеходов

 

А

 

В

 

С

 

А

 

А

 

С

 

В

 

С

 

В

 

В

 

С

 

А

 

С

 

С

 

С

 

С

 

С

 

А

 

А

 

С

Для велосипедистов

 

В

 

 

С

 

А

 

В

 

В

 

А

 

С

 

В

 

С

 

А

 

С

 

С

 

В

 

В

 

С

 

С

 

С

 

С

 

В

 

А

 

 Приложение № 3

Основные понятия.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные рабо­ты на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными ин­струкциями, которые основываются на Правилах дорож­ного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.                                                            

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население пла­неты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспор­тным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравни­вается обучающий вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель мож­но отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, трол­лейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой по­возки, велосипеда и т.д. Но как только водитель поки­нул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.   

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пе­шеходам приравниваются лица, передвигающиеся в ин­валидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, кото­рое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществ­ляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

Дорога - обустроенная иди приспособленная и ис­пользуемая для движения транспортных средств поло­са земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочи­ны и разделительные полосы при их наличии.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоцик­лы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движе­ние трамваев осуществляется по трамвайным путям, ко­торые являются также элементом дороги.

Тротуар- элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к тор­говыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.

Разделительная полоса- конструктивно выделен­ный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или оста­новки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительные полосы могут разделять проезжие ча­сти как противоположного, так и попутного направле­ния. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 смбордюрными камнями.

Разделительная полоса может иметь разрывы, пред­назначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.

Главная дорога- дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегаю­щей территории.

     Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.

Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обыч­ной дороги.

     Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:

     1. Она имеет (за исключением отдельных местных уча­стков) самостоятельные проезжие части для всех направ­лений, отделенные друг от друга разделительной полосой.

2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорога­ми, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопас­ность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток-место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное вооб­ражаемыми линиями, соединяющими соответственно про­тивоположные наиболее удаленные от центра перекрес­тка начала закруглений проезжих частей. Не считают­ся перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Пешеходный переход- участок проезжей части,выделенный для движе­ния пешеходов через дороги.

      Полоса движения - любая из продольных полос проез­жей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.           Ширина полосы движения колеблется от2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до3,75 м (в зависимости от категории дороги).

Дорожное движение- совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без та­ковых в пределах дорог.

Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пе­шеходов, водителей и пассажиров и различные транс­портные средства, движение которых подчиняется опре­деленным правилам.

Транспортное средство- устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудо­вания, установленного на нем.

Механическое транспортное средство- транспорт­ное средство, кроме мопеда, приводимое в движение дви­гателем. Термин распространяется на любые тракто­ра и самоходные машины.

В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханичес­ким транспортным средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водите­лям механических транспортных средств.       

Велосипед- транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мотоцикл- двухколесное механическое транспорт­ное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные ме­ханические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед- двух или трехколесное транспортное сред­ство, приводимое в движение двигателем с рабочим объе­мом не более 50 см3, имеющее максимальную конструк­тивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, моки­ки и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .

Прицеп- транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения всоставе с механическим транспортным средством. Термин рас­пространяется также на полуприцепы и прицепы-рос­пуски. ­

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.       

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требо­ваниями Правил (например, у закрытого шлагбаума же­лезнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка- преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. попричи­нам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка- прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисп­равности или опасности, создаваемой перевозимым гру­зом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..

Не считается вынужденной остановка перед светофо­ром, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».

Обгон- опережение одного или нескольких движу­щихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.

Организованная перевозка детей- специальная пе­ревозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт­, ном средстве, не относящемся к маршрутному транс­портному средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом ав­томобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».

Организованная транспортная колонна- группа из трех иболее механических транспортных средств, сле­дующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.

      Организованная пешая колонна- группа людей, совместно движущихся в одном направлении.

      Железнодорожный переезд- пересечение дорог сже­лезнодорожными путями на одном уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраня­емых, неохраняемых, оборудованных и не оборудован­ных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или рас­положены на одном уровне с проезжей частью.

 

 

 

Литература

1.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».

2.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».

3.Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».

4.Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.

5.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.

6.Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.

7.Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.

Наверх