Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

Единый портал государственных услуг в электронном виде
МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

                                                                     

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

 

 

Утверждено

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

 

Утверждено на педагогическом совете Протокол № 1

от «  30»августа 2018 г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«Молодой мастер»

 

(объединение по внеурочной деятельности)

Классы : 10-11 классы

Руководитель Туголуков Ю.В.

 

 

Программа разработана  на основе :программы развития школы-интерната

«Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         г.Нижний Новгород

2018г.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа   “Молодой мастер”

Руководитель программы

Учитель  труда Туголуков Юрий Васильевич

Цель, основные задачи программы

Цель: -повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;

Задачи:

*дать представление  обучающимся об основах материаловедения применения древесины в народном хозяйстве;

*дать представления  обучающимся о ходе подготовки инструмента, материалов  к работе;

*сформировать навык безопасной работы обучающихся в мастерской, на производстве, при выполнении столярных работ, ознакомить с основами законодательства по охране труда;

*совершенствовать приемы конструирования и изготовления мебели, столярных изделий

*-познакомить обучающихся, воспитанников с организацией работ на мебельном производстве;

Направленность

 в качестве приоритетного направления  социальное , с элементами духовно-нравственного направления

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся  10-11 класса

Срок реализации программы

Программа рассчитана на один год  работы со старшеклассниками. Деятельность школьного объединения  по внеурочной деятельности  по  углубленной трудовой подготовке      столярному делу.

 

Место реализации программы

Школа-интернат № 95

 

                                                        

                                     Пояснительная записка

Программа «Молодой мастер» для 10-11кл , составлена на основании программы развития школы-интерната «Школа социализации « Вверх по лестнице, ведущей в жизнь»,в качестве приоритетного направления  социальное , с элементами духовно-нравственного направления. Программа реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

Развитие трудовых навыков у воспитанников  с особыми образовательными потребностями возможно только при наличии специальной подготовки обучающихся, опоры их на возможности (природные и социальные задатки), учете состояния здоровья.

Программа содержит учебный материал для обучающихся, желающих углубить и обобщить уже полученные знания и умения, т.е. совершенствовать свои трудовые навыки в столярном деле. Данная программа дает возможность обучающимся школы-интерната дополнительно к школьной программе овладеть профессиональными навыками столяра, «молодого мастера» по конструированию и изготовлению мебели и столярных изделий народного потребления в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями самого ребенка. Этот фактор значительно повышает уровень социальной адаптации выпускников школы-интерната.

Данная программа рассчитана на один год обучения. Направлена на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, при конструировании и изготовление мебели.

Подготовка обучающихся школы-интерната к обучению к будущей учебе в   ПТУ с тем, чтобы их адаптация и интеграция в новую среду проходила успешно Программа ориентирована  на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на усвоении минимума программного материала всеми обучающимися, воспитанниками в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Цель :   

- формирование профессиональных навыков у обучающихся по специальности «столяр» с целью дальнейшей успешной трудовой адаптации в окружающем современном обществе;

 

Задачи:

-повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;

-приобщение подростков с особыми образовательными потребностями к процессу совершенствования приемов изготовления мебели, к активной деятельности по изменению и улучшению той среды, в которой они живут, учатся и отдыхают;

-воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности и к той продукции, которая была создана в результате этой деятельности.

- создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся;

   - сформировать навык безопасной работы обучающихся в мастерской, на производстве, при выполнении столярных работ, ознакомить с основами законодательства по охране труда;

-совершенствовать приемы конструирования и изготовления мебели, столярных изделий

-познакомить обучающихся с организацией работ на мебельном производстве;

  -  воспитывать у обучающихся уважительное отношение к трудовой деятельности и бережное отношение к тем предметам, которые  были созданы в процессе этой деятельности;

 -  воспитывать у детей желание и самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;

  - воспитание приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совес

 

 

 Программа предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области «Столярное дело»:

-охрана труда и основы безопасности жизнедеятельности;

-материаловедение;

-основные операции при изготовлении столярных изделий;

-технология столярных работ;

 -основы конструирования мебели.

В программе предложена система самопроверки знаний обучающимися и контроля знаний – учителем по труду.

В зависимости от этапа обучения определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки обучающихся, воспитанников.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний и формирования навыков у обучающихся. Для чего в работе используются:

-учебники, справочники;

-дидактический материал;

-дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил безопасности труда.

По завершению изучения данной программы обучающиеся, воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

 

Формы организации учебной деятельностью:

-индивидуальная

-групповая

 

Календарно- тематическое планирование –на 2018-2019г.

1 четверть

 

 

Тема занятий

Кол-во часов

 

Дата

Межпредметные связи

 

 

 

 

 

1

Безопасность работы в мастерской

 

обж

2

Вычерчивание общего вида подноса

 

изо

3

Изготовление шаблонов подноса

 

математика

4

Подборка материала

 

изо

5

Изготовка материала для подноса

 

математика

6

Изготовка материала для подноса

14.09

математика

7

Шлифовка материала для подноса

18.09

физкультура

8

Разработка основных узлов

19.09

изо

9

Вычерчивание  деталей подноса

21.09

изо

10

Выпиливание деталей подноса

25.09

физкультура

11

Выпиливание деталей подноса

26.09

физкультура

12

Сборка основных частей подноса

28.09

физкультура

13

Сборка основных частей подноса

2.10

физкультура

14

Шлифовка подноса

3.10

физкультура

15

Виды лаков

5.10

изо

16

Покрытие лаком

9.10

физкультура

17

Типы нождачной бумаги (шкурки)

10.10

изо

18

Шлифовка мелкой шкуркой

12.10

обж

19

Покрытие лаком вторым слоем

16.10

изо

20

Оценка качества работы

17.10

изо

21

Фанера: виды, назначение.

19.10

изо

22

Порядок обработки фанеры.

23.10

обж

23

Покрытие фанеры.

24.10

изо

24

Повторение пройденного материала

26.10

изо

25

Подведение итогов

6.11

изо

26

Последовательность наведения порядка в мастерской

7.11

обж

27

Наведение порядка в мастерской

9.11

Обж

 

2 четверть

 

 

Тема занятий

Кол-во часов

 

Дата

Межпредметные связи

 

 

 

 

 

1

Вычерчивание общего вида стола

13.11

изо

2

Вычерчивание общего вида стола

14.11

изо

3

Вычерчивание основных разрезов стола

16.11

изо

4

Вычерчивание основных разрезов стола

20.11

изо

5

Вычерчивание ножек стола

21.11

изо

6

Вычерчивание ножек стола

23.11

изо

7

Вычерчивание столешницы

27.11

математика

8

Вычерчивание столешницы

28.11

математика

9

Подбор материала

30.11

математика

10

Подготовка материала

4.12

изо

11

Подготовка материала

5.12

математика

12

Изготовление столешницы

7.12

изо

13

Изготовление столешницы

11.12

изо

14

Изготовление ножек стола

12.12

изо

15

Изготовление ножек стола

14.12

изо

16

Сборка основных узлов стола

18.12

изо

17

Сборка основных узлов стола

19.12

изо

18

Шлифовка собранного стола

21.12

изо

19

Покрытие лаком стола

25.12

изо

20

Подведение итогов

26.12

изо

21

Наведение порядка в мастерской

28.12

физкультура

 

3 четверть

 

 

Тема занятий

Кол-во часов

 

Дата

Межпредметные связи

 

 

 

 

 

1

Безопасность работы в мастерской

15.01

обж

2

Вычерчивание общего вида корзины для фруктов

16.01

изо

3

Вычерчивание общего виды корзины для фруктов

18.01

изо

4

Вычерчивание подставок

22.01

изо

5

Подготовка материала

23.01

изо

6

Изготовление семи реек

25.01

физкультура

7

Изготовление семи реек

29.01

физкультура

8

Изготовление боковых перегородок

30.01

физкультура

9

Изготовление боковых перегородок

01.02

физкультура

10

Изготовление подставок

05.02

физкультура

8

Сборка основных деталей корзины

06.02

математика

9

Шлифовка собранной корзины

08.02

физкультура

10

Покрытие морилкой корзины

12.02

физкультура

11

Покрытие лаком корзины

13.02

физкультура

12

Подведение итогов

19.02

изо

13

Вычерчивание общего вида полки

20.02

изо

14

Подготовка материала

22.02

изо

15

Изготовление деталей полки

26.02

физкультура

16

Изготовление деталей полки

27.02

физкультура

17

Сверление отверстий

01.03

физкультура

18

Сборка деталей полки

03.03

математика

19

Шлифовка собранной полки

06.03

математика

20

Покрытие морилкой полки

08.03

математика

21

Покрытие лаком

12.03

математика

22

Шлифовка мелкой шкуркой

13.03

физкультура

23

Шлифовка мелкой шкуркой

15.03

физкультура

24

Покрытие лаком

19.03

изо

25

Подведение итогов

20.03

изо

26

Наведение порядка в мастерской

22.03

физкультура

 

4 четверть

 

 

 

Тема занятий

Кол-во часов

 

Дата

Межпредметные связи

 

 

 

 

 

1

Безопасность работы в мастерской

02.04

обж

2

Вычерчивание подноса для конфет (изделие)

03.04

изо

3

Вычерчивание деталей изделия

05.04

изо

4

Подбор материала

09.04

изо

5

Подготовка материала

10.04

изо

6

Подготовка материала

12.04

изо

7

Изготовление деталей попарно

16.04

физкультура

8

Сверление отверстий в боковых деталях

19.04

физкультура

9

Обработка деталей

23.04.

физкультура

10

Обработка деталей

24.04

физкультура

11

Скругление углов деталей

26.04

физкультура

12

Скругление углов деталей

30.05

физкультура

13

Шлифовка деталей изделия

07.05

физкультура

14

Сборка изделия

08.05

изо

15

Покрытие изделия лаком

14.05

изо

16

Шлифовка мелкой шкуркой

15.05

физкультура

17

Шлифовка мелкой шкуркой

17.05

физкультура

18

Покрытие изделия лаком

21.05

изо

19

Подведение итогов

22.05

изо

20

Наведение порядка в мастерской

24.05

физкультура

 

Обучающимся дается возможность узнать :

-принципы организации рабочего места, и основные правила техники безопасности;

-основные понятия графики, графического изображения  (чертеж, эскиз, технический рисунок)

-физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

-способы разметки по шаблону и чертежу;

-принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойству материалов;

-иметь представление о конструировании и моделировании;

-назначение и устройство станков и электрооборудования (электролобзик, токарный станок по обработке древесины);

-технологический процесс изготовления изделий;

-приемы изготовления моделей мебели, столярных изделий;

-способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

-правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Обучающимся дается возможность сделать :

-соблюдать правила техники безопасности;

-рационально организовать рабочее место; -читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

-работать по технологической карте;

-планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;

-вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность,

-доводить начатое дело до конца;

-определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

-производить разметку заготовки древесины по шаблону и чертежу;

-применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

-использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

-производить отделку столярных изделий с учетом дизайна;

-выполнять простейшие расчеты стоимости изделия;

- устранять дефекты и пороки древесины;

- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;

- изготовлять простейшее столярно– мебельное изделие;

- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;

- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры.

- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;

- устранять дефекты в столярно- мебельных изделиях;

-экономно расходовать материалы и электроэнергию.

 

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников:

Прямые:

-теоретический уровень знаний;

-степень овладения рабочими приемами при работе с инструментами и приспособлениями;

-применение полученных знаний на практике;

-соблюдение технических и технологических требований;

-использование приемов самоконтроля;

-качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

-изготовление изделия в установленные нормы времени;

-соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности производственной санитарии.

 

Косвенные:

-экономия материалов;

-желание трудится;

-познавательная активность и творческий подход;

-самостоятельность;

-партнерские отношения при совместной работе.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков большое значение имеет коллективный анализ работ обучающихся, воспитанников. При этом отмечается также наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

 

Формы оценивания:

Учитель-наставник  объединения  должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

·                      Качество изготовленного учащимися. воспитанниками объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

·                      Прилежание  воспитанника  во время работы.

·                      Степень умственной отсталости.

·                      Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

·                      Уровень физического развития  .

·         Формирование базовых учебных действий

 

Группа БУД действий

Перечень учебных действия

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

 

 

 

 

Технология

Производственное обучение (столярное дело):

 

 

Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами

 

 

 

Правила поведения в мастерской, организация рабочего места, техника безопасности при выполнении работ

 

Участие в выставках: школьных, районных, городских и т.д.

 

Участие в кружковых работах

 

 

 

 

 

Прохождение практики на базе «ДОК-78НМ»

 

 

 

 

Участие в  работах по ремонту школьной мебели, работа в трудовых бригадах

 

 

Экскурсии в ПТУ района и города

 

 

Посещение музеев города, выставок

 

 

 

Участие в коллективной работе класса

 

 

 

 

 

 

Участие в викторинах

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

 

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

 

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

 

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность

 

Осознанно относиться к выбору профессии

Бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Понимать личностную ответственность за свои поступки на основе представлений об  эстетическихнормах  и правилах поведения в современном обществе

Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

 

Коммуникативные учебные действия

 

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

 

 

 

 

 

 

 

Прохождение практики на базе «ДОК-78НМ»

 

 

 

Коллективная работа класса

 

 

 

 

 

 

Участие в подготовке и проведении экскурсии для младших классов в учебной мастерской

 

 

 

 

Контрольные работы, теоретическая часть, тестирование

 

 

Применение на уроках мультимедиа

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

 

Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.)

 

Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

 

Регулятивные учебные

действия

Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

 

 

 

 

 

 

 

Участие в коллективной работе класса, подготовка и участие в открытых уроках

 

 

 

Работа по чертежам и схемам

 

 

 

Коллективная работа класса

 

 

 

Контрольные работы, анализ. Устранение недостатков

 

 

Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

 

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

 

Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

 

Познавательные

 

 

Выполнение проектов

 

 

Список литературы для учителя и ученика:

1. С. Л. Мирский «Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва «Просвещение» 1988 г.

2. Б. А. Журавлёв « Столярное дело», Москва «Просвящение» 1992 г.

3.Т. М. Геронимус« 150 уроков  труда» « Арктус» Тула 1997 г.

4.С.Л. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении».

5. А.Н. Перелетов., П.М. Лебедев., Л.С. Сековец. «Столярное дело10-11 классы специальная коррекционная школа 8 вида», «Владос» Москва 2010г.

6.  А.Н. Перелетов., П.М. Лебедев., Л.С. Сековец. «Рабочая тетрадь по столярному делу  10-11 классы специальная коррекционная школа 8 вида»,«Владос» , Москва 2010г.

 

 

Наверх