Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

Единый портал государственных услуг в электронном виде
МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

                                                             

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

 

 

 

Утверждено

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

 

Утверждено на педагогическом совете Протокол № 1

от «  30»августа 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА «Мы- старшеклассники»

 

(Школьная внеурочная деятельность старшеклассников)

Совет старшеклассников «Лидер»

Руководитель : Смирнова Н.А.

 

 

Программа разработана  на основе :программы развития школы-интерната

«Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 

 

 

 

 

 

                                                           г.Нижний Новгород

2018г.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

ПРОГРАММА «Мы - старшеклассники»

(Школьная внеурочная деятельность старшеклассников)

Совет старшеклассников «Лидер

Руководитель программы

Руководитель

Смирнова Наталья  Анатольевна

Цель, основные задачи программы

Цель : привлечения  обучающихся старших классов к организаторской,  досуговой деятельности

 в школе-интернате.

Задачи:

*обучить старшеклассников навыкам, необходимым для организованного вхождения в систему гражданских отношений в обществе;

*воспитать толерантное отношение к окружающим, сформировать коммуникативные навыки, способствующие самореализации и саморазвитию личности в социуме;

*сформировать у старшеклассников навыки организации и проведения социально-значимой и коллективно-творческой деятельности для проявления своей активной гражданской позиции;

*развить лидерские и организаторские способности.

*содействие развитию детского и молодежного движения, формирование у старшеклассников активной гражданской позиции.

Направленность

 в качестве приоритетного направления  социальное , с элементами духовно-нравственного направления

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся  10-11 класса

Срок реализации программы

Программа рассчитана на один  год работы со старшеклассниками. Деятельность школьного объединения  по внеурочной деятельности «Совет старшеклссников Лидер» осуществляется по следующим направлениям:

  • Духовно- нравственное

·         Социальное

·         Общекультурное

·         Спортивно-оздоровительное

Место реализации программы

Школа-интернат № 95

                                                   Пояснительная записка

Программа «Мы –старшеклассники -ЛИДЕР»  составлена на основании программы развития школы-интерната «Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь»,в качестве приоритетных направлений  духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное развитие обучающихся, социальное. Программа реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

Программа разработана и составлена для учащихся 9-11 классов и предусматривает возможность решения задач, вытекающих их стратегической цели школы. · Формирование чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; Социальный эффект реализации программы. 
Личностный аспект предполагает пробуждение позитивных личностных качеств, стремления к самосовершенствованию, к определению своего места в жизни. Приобретаются жизненно важные умения и навыки, направленные на социализацию личности подростка в обществе.

Участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения; · Развитие навыков самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализация их в интересах ученического самоуправления.

Соуправление в детском коллективе, особенно в школе-интернате , где воспитанники учатся жить в коллективе , в социуме – важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируются чувства сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и  ответственности за эти события.

 

Социальная потребность создания данной программы обусловлена следующими противоречиями:

-       высоким уровнем старшеклассников коллективной готовности к самосовершенствованию и активным действиям и реализацией имеющихся знаний в практической деятельности;

-         у старшеклассников есть желание заниматься полезной деятельностью и недостаточным вниманием и доверием со стороны взрослых к инициативам детей по усовершенствованию жизни школьного коллектива, что ведет к отторжению инновационных детей идей по решению социальных проблем.

 -создание информационного вакуума в вопросах ученического самоуправления, отсутствие возможности в обмене положительным опытом деятельности органов ученического самоуправления в воспитательном пространстве города и имеющимися для этого условиями в образовательных учреждениях.

      Исходя из выявленных социальных потребностей, были определены основные  направления реализации данной программы:

-       «Социальная активность» (развитие лидерских качеств старшеклассников через расширение зоны социального партнерства, организацию социально-значимой деятельности, участие в профильных сменах).

-              «Гражданско–патриотическое воспитание» (осознание подростками своей роли в обществе, воспитание толерантности, любви к своему Отечеству через различные формы работы).

-       «Информационное» (создание единого информационного поля городского Совета старшеклассников,  выпуск школьной газеты «Радуга»).

-       «Организация и проведения массовых мероприятий».

Образовательное направление программы реализуется через обучение всех членов Совета старшеклассников в городской Школе «Лидер», по дополнительной образовательной программе «Лидер и общество».

Данная программа опирается на основные положения  концепции В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека»,ведущей идеей которой является создание психолого–педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьникав творческой деятельности; быть здоровым; в защищенности, безопасности; в уважении, признании, необходимом социальном статусе; в самореализации.

Рассматривая человека как существо саморазвивающееся, самоопределяющееся, В.П. Созонов подчеркивает, что ребенок – существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Поэтому становится очевидной  и цель воспитательной деятельности педагога школы-интерната для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением:.

*обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности  обучающегося.

Эта деятельность основывается на следующих  принципах:

1.     Принцип природосообразности.

2.     Доверие к ребенку, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала,на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение и укрепление внутренних сил.

3.     Принцип целостности в подходе к ребенку. Понимание ребенка, как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

4.     Деятельностный принцип. Осознание того, что воспитывает не столько педагог, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.

5.     Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста.

6.     Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей.

 

Постановка проблемы:
Период детства и юности – это время становления личности, а неповторимая, яркая личность может проявиться только в процессе общения и самоутверждения в коллективе сверстников и единомышленников. Молодой человек очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для делового и личного общения. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, и, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, сможет реализовать свои желания и интересы.
Деятельность, которой занимается подросток, может стать ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой деятельности подросток сможет найти приложение своим силам, найти возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников.
Ученическое соуправление – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности  обучающихся.

Цель : привлечения  обучающихся старших классов к организаторской ,  досуговой деятельности  в школе-интернате.

Задачи:

*обучить старшеклассников навыкам, необходимым для организованного вхождения в систему гражданских отношений в обществе;

*воспитать толерантное отношение к окружающим, сформировать коммуникативные навыки, способствующие самореализации и саморазвитию личности в социуме;

*сформировать у старшеклассников навыки организации и проведения социально-значимой и коллективно-творческой деятельности для проявления своей активной гражданской позиции;

*развить лидерские и организаторские способности.

*содействие развитию детского и молодежного движения, формирование у старшеклассников активной гражданской позиции.

Использование пространства ОУ для самореализации, саморазвития каждого обучающего в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.




 

Основные направления программы:

Деятельность школьного объединения  по внеурочной деятельности «Лидер» осуществляется по следующим направлениям:

  • Духовно- нравственное

·         Социальное

·         Общекультурное

·         Спортивно-оздоровительное 


Через задачи :

  • Раскрытие способностей и творческих возможностей каждой личности, овладение приемами саморазвития и саморегуляции, которое предполагает самопознание, самостановление, самовоспитание, самообразование. 
  • Изучение приемов и способов коллективно-творческой деятельности, имеющей общественно-полезную направленность.
  • Развитие способности к преобразованию окружающей действительности. 
  • Совершенствование и модернизация деятельности с учетом интересов и увлечений членов организации.
  • Установление контактов и связей с другими детскими организациями и объединениями.
  • Поиск социальных партнеров для осуществления совместной деятельности.
  • Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.
  • Обновление содержания воспитательной работы.



Педагогическое сопровождение развития ученического соуправления.

Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное соуправление рождается снизу. Общешкольные органы соуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.
Вначале основное внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей обучающихся и выделению групп по интересам. Выбираются командиры групп, формируется актив группы. Каждый обучающийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение в школе-интернате  соуправление – воспитанникам помогают педагоги, цель работы с педагогическим коллективом на этом этапе – добиться, чтобы учителя не брали на себя функции  обучающихся.

 

 

 

Содержание программы

Образовательно-воспитательная деятельность Совета старшеклассников строится в соответствии с законами РФ, действует согласно «Положению о Совете старшеклассников МКОУ  школы -интернат.
Совет старшеклассников является объединением обучающихся, в которое самостоятельно и добровольно входят несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
Совет старшеклассников является координационным центром между обучающимися школы-интерната. Совет осуществляет свою деятельность на принципах гуманизма, демократии, приоритета общечеловеческих ценностей и интересов учащихся, равноправия и самоуправления.

. «Социальная активность»

Задачи направления:

-         сформировать культуры общения с представителями разных социальных уровней, лидерских качеств, социальных навыков;

-         развить интерес к общественной деятельности и представлению интересов подрастающего поколения на разных уровнях;

-         создать положительный имидж Совета, расширить круг социальных партеров.

Формы работы:

-         конкурсы социальных проектов и творческих работ;

-         марафон добрых дел.

1.    Общекультурное направление

«Организация и проведение массовых мероприятий»

Задачи направления:

-         сформировать организаторские навыки;

-         стимулировать творческую активность молодежи;

-         создать условия для проявления творческих способностей.

Формы работы:

-         тематические деловые игры;

-         фестивали;

-         квесты;

-         флешмоб

2.     «Информационное направление»

Задачи направления:

-       создать печатное издание Совета.

Формы работы:

-       выпуск газеты и иной печатной продукции;

-       конкурс презентаций и видеороликов;

-       создание сайта Совета.

3.    Духовно-нравственное направление

«Гражданско-патриотическое направление»

Задачи направления:

-       сформировать у подростков высокий уровень гражданственности и ответственности;

-       воспитать уважение к трудовой деятельности через участие в различных мероприятиях;

-       развить сознательное отношение к своим правам и обязанностям.

Формы работы:

-       встречи с ветеранами;

-       конкурс государственной символики;

-       акции;

 

План реализации программы на 2018 – 2019 учебный год

Направление деятельности

Мероприятие

Сроки проведения

Социальная активность

Взаимодействие  с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями

По специальному плану

Районный этап Всероссийского конкурса моделей ученического соуправления

Январь

Конкурс социальных проектов
«Мы живем в Канавинском районе »

Январь

Реализация социального проекта

В течение года

Марафон добрых дел «3Д»

В течение года

Общекультурное направление

 

Организационная и массовая работа

Расширенное заседание
школьного  Совета старшеклассников.«Молодое поколение выбирает»

Сентябрь

Смотр-конкурс школьных Советов старшеклассников

 Март

Участие  в Городской молодежный форуме

«Время выбрало нас»

Апрель

Работа со школьными органами ученического соуправления (встречи, мастер-классы, выходы в образовательные учреждения)

В течение года

Духовно-нравственное направление

Гражданско-патриотическое направление деятельности

Встреча с ветеранами Афганистана

Февраль

Квест "Все для Победы"

Апрель

 

Участие в Параде Победы

Май

«Стартин» (До свидания, школа)

Май

Информационное

Организация работы по обновлению информации в группе и на сайте Совета

В течение года

Конкурс видеороликов и презентаций о школьном Совете старшеклассников

Февраль

Выпуск школьно  газеты  Совета старшеклассников.

1 раз в четверть

 

Участники программы: 
Совет старшеклассников и школьные активисты;

Педагоги ОУ;

Объединения дополнительного образования (кружки, секции, клубы);

Социальные партнеры

 

 

Список литературы

1.     Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989 год)

2.     Федеральный Закон «Об образовании»; ст. 35, 50

3.     Методические материалы для участников семинара по развитию ученического самоуправления. Министерство образования и науки Нижегородской области, ЦЭВДНО - НН: 20010 г.

4.     Методические рекомендации «Сущность  и содержание самоуправления в практике работы современного образовательного учреждения»; НИРО, Т.А. Криворотова – Н.Н. - 2006г.

5.     Учебно-методическое пособие. Нормативно – правовые основы взаимодействия ДМОО и органов УСУ. А.С. Прутченков. -  М:  2007 г.

6.     «Социальная активность старшеклассников». Проблемы, опыт, перспективы. Сборник материалов. - Н.Н.: 2011 г.

7.     «Приемы и формы в воспитании» - М: 2008 г.

8.     Учебно-методическое пособие. «Социальный проект «Школьное самоуправление»». – М: 2009 г.

9.     Горьковская молодежь в годы ВОВ «В атаке» - Н.Н.: 2008 г.

10. Программы, методические материалы и рекомендации. Г.М. Коджаспирова – М: 2006 г.

11. Тренинги с подростками «Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики». Г.С. Чеснокова, А.В. Зякина, Е.В. Чикалова, Л.А. Мазухина. – В: 2009 г.

12. Методика разработки и реализации социального проекта «Гражданин». В.П. Пахомов. – С: 2011 г.

 

Список литературы, рекомендуемой для детей

1.     Методические материалы для активистов МО «Семь шагов навстречу» - М: 2006 г.

2.     «Хочу быть лидером» - Н.Н.: 2008 г.

3.     Развитие: внимания, воображения, логического мышления. «Групповые занятия и тренинги» - В: 2008 г.

4.     «Патриотическое воспитание». Н.А. Белибихина, Л.А. Калитвенцева, Г.П. Попова. – В: 2007 г.

5.     «Большой террор и его отголоски» - В: 2008 г.

 

 

 

 

 

Наверх