Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

Единый портал государственных услуг в электронном виде
МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

                                                                     

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 95»

 

 

 

Утверждено

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

 

Утверждено на педагогическом совете Протокол № 1

от «  30»августа 2018 г.

 

 

 

 

 

                                    ПРОГРАММА «Закон и право»

 

(объединение по внеурочной деятельности)

Классы : 10-11 классы

Руководитель Климачева Н.О.

 

 

Программа разработана  на основе :программы развития школы-интерната

«Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нижний Новгород

2018г.

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа деятельности  “Закон и  право”

Руководитель программы

Социальный педагог

 Климачева Наталья Отамшоевна

Цель, основные задачи программы

Цель: формирование правовой культуры у обучающихся, посредством ознакомления их с основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального и муниципального уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

- формирование правового сознания среди подростков;

- получение  обучающимися необходимого минимума знаний по основам действующего законодательства;

- формирование навыков соблюдения общепринятых правил поведения и умелых действий в различных экстремальных жизненных ситуациях;

- повышение престижа службы в правоохранительных органах;

- развитие и совершенствование способностей и талантов;

- пропаганда здорового образа жизни.

Направленность

 в качестве приоритетного направления  социальное , с элементами духовно-нравственного направления

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся  10-11 класса

Срок реализации программы

Программа рассчитана на три года  работы со старшеклассниками. Деятельность школьного объединения  по внеурочной деятельности «Закон и право» осуществляется по следующим направлениям:

  • Духовно- нравственное

·         Социальное

·         Общекультурное

·         Спортивно-оздоровительное

Место реализации программы

Школа-интернат № 95

 

                                                         Пояснительная записка

Программа «Закон и порядок» для 10-11кл , составлена на основании программы развития школы-интерната «Школа социализации « Вверх по лестнице, ведущей в жизнь»,в качестве приоритетного направления  социальное , с элементами духовно-нравственного направления. Программа реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

«Новое – это хорошо забытое старое», - гласит народная мудрость. А если это еще принесет пользу, то цены этому не будет.

Воспитание патриота и гражданина – дело государственной важности. Патриотическое воспитание всегда являлось важнейшим фактором оценки нравственного здоровья любого общества. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатство, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту. Без патриотизма немыслимо возрождение страны, её дальнейшее развитие и движение вперёд. И начинаться этот процесс должен с самых маленьких жителей, с тех, кому через пять лет предстоит вступить в самостоятельную, взрослую жизнь. В деле патриотического и гражданско-правового воспитания особенно важная роль принадлежит школе. Именно школа-интернат  призвана воспитывать детей и подростков - патриотов Родины, всемерно развивая в них такое качество, как любовь в Отчизне, к её славным боевым традициям.

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растёт, что в значительной мере предопределяет будущую криминогенною ситуацию в России. Растёт число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. И всё это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

Актуальность. 

Вопросам правовой культуры  всегда уделялось большое внимание. Пропаганда правонарушений и преступлений  — это целенаправленная деятельность по распространению знаний правовой культуры, разъяснению законодательства, правовых норм, в целях предупреждения правонарушений и преступлений.

Пропаганда правонарушений и преступлений занимает важное место в деятельности кружка и является неотъемлемой частью данной группы. На сегодня сложилось несколько основных направлений в области пропаганды. Одно из них — это разъяснение действующих норм и правил, целей и задач. Другое направление — это снижение уровня и тяжести правонарушений и преступлений подростками

Актуальность проблемы:

 Целенаправленное формирование правовой культуры обучающихся является гарантом правовой защиты человека и становления активной гражданской позиции.

 Воспитание правовой культуры со школьного возраста позволяет современному обществу компетентно использовать и правовые источники и сдерживать рост правонарушений среди молодежи.

 В школьной среде наблюдается негативная тенденция и проблемы:

-агрессивности и жестокости подростковых групп в отношении сверстников;

-межнациональной напряженности, ксенофобии, насилия в отношении лиц другой национальности;

- низкого уровня общеправовой и гражданской культуры обучающихся и ,как следствие возрастание фактов асоциального поведения и правонарушений среди несовершеннолетних.

 

 Цель: формирование правовой культуры у обучающихся, посредством ознакомления их с основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального и муниципального уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

- формирование правового сознания среди подростков;

- получение  обучающимися необходимого минимума знаний по основам действующего законодательства;

- формирование навыков соблюдения общепринятых правил поведения и умелых действий в различных экстремальных жизненных ситуациях;

- повышение престижа службы в правоохранительных органах;

- развитие и совершенствование способностей и талантов;

- пропаганда здорового образа жизни.

Программа рассчитана на три года работы со старшеклассниками. Деятельность школьного объединения  по внеурочной деятельности «Закон и право» осуществляется по следующим направлениям:

  • Духовно- нравственное

·         Социальное

·         Общекультурное

·         Спортивно-оздоровительное

 

Содержание

Занятия  по  объединению проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, обучающиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одногруппников.

Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу, тестирование, анкетирование, мониторинг. Интерес к деятельности резко возрастает, если все обучающиеся включены в игру. В игре подросток действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – сделать серьёзный напряжённый труд интересным для обучающихся.

На занятиях  используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес обучающихся в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения степени сформированности гражданского сознания (гражданственности)

·            Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).

·            Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.

·            Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).

·            Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).

Образовательно-воспитательная деятельность  объединения по внеурочной деятельности «Закон и порядок»

строится в соответствии с законами РФ, действует согласно «Положению о  внеурочной деятельности в школе-интернате» и  через направления :

 

. «Социальная активность»

Задачи направления:

-         сформировать культуры общения с представителями разных социальных уровней, лидерских качеств, социальных навыков;

-         развить интерес к общественной деятельности и представлению интересов подрастающего поколения на разных уровнях;

-         создать положительный имидж Совета, расширить круг социальных партеров.

Формы работы:

-         конкурсы социальных проектов и творческих работ;

-         марафон добрых дел.

1.    Общекультурное направление

«Организация и проведение массовых мероприятий»

Задачи направления:

-         сформировать организаторские навыки;

-         стимулировать творческую активность молодежи;

-         создать условия для проявления творческих способностей.

Формы работы:

-         тематические деловые игры;

-         фестивали;

-         квесты;

-         флешмоб

2.     «Информационное направление»

Задачи направления:

-       создать печатное издание Совета объединение.

Формы работы:

-       выпуск газеты и иной печатной продукции;

-       конкурс презентаций и видеороликов;

-       создание сайта Совета.

3.    Духовно-нравственное направление

«Гражданско-патриотическое направление»

Задачи направления:

-       сформировать у подростков высокий уровень гражданственности и ответственности;

-       воспитать уважение к трудовой деятельности через участие в различных мероприятиях;

-       развить сознательное отношение к своим правам и обязанностям.

Формы работы:

-       встречи с ветеранами;

-       конкурс государственной символики;

-       акции;

 

Календарно-тематическое планирование

На 2018-2019 уч. год

 

I четверть 10,11 класс

 

 

Тема

дата

 

1

Вводное занятие. Зачем необходимо знать законы?

 

 

2

Права и обязанности учащихся школы-интерната

 

 

3

Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. « Я – игра»

 

 

4

Конвенция о правах ребенка

 

 

5

Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

 

 

6

Круглый стол «Я - гражданин России»

 

 

7

Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)

 

 

8

Тренинг «Стоит ли идти за клинским?»

 

 

II четверть 10,11 класс

 

9

Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет»

 

10

Влияние молодежных групп. Неформалы.

 

11

Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.

 

12

Формирование зависимости

 

13

Правовая игра «Большой круг»

 

14

Игра-тренинг «как не стать жертвой преступлений»

 

15

Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»

 

III четверть 10,11 класс

 

16

Правила внутреннего распорядка школы-интерната

 

17

Круглый сто «Кто виноват и что делать?»

 

18

Встреча с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних

 

19

Игра –обсуждение «Эпидемия»

 

20

Викторина «Я гражданин»

 

21

«Власть и порядок в обществе»

 

22

Игра «Умей сказать нет»

 

23

Трудовой кодекс РФ для несовершеннолетних

 

IV четверть 10,11 класс

 

24

Просмотр фильма о работе полиции

 

25

Гражданин и собственность ( о гражданском праве)

 

26

Основы потребительских знаний

 

27

Брейн –ринг «Жизненный компас молодежи»

 

28

Конвенция ООн . О правах ребенка.

 

29

Беседа «Экологические правонарушения»

 

30

Уголовный кодекс. Ответственность несовершеннолетних

 

31

Тренинг «Основы правовой культуры»

 

           

                                                            Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны:

·            Познакомиться с  общими правилами применения права, содержанием прав и свобод человека, правилами, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

·            Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;

·            Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе-интернате, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

·            Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.

                                                              Литература

1.       Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.

2.       Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.

3.       Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.

4.       Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.

5.       Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.

6.       Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.

7.       Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.

8.       Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. – Москва, 1998.

9.       Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.

10.   Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.

11.   Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.

12.   Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.

13.   Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.

14.   Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.

15.   Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.

16.   Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.

17.   Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.

18.   Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.

19.   Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.

 

 

 

 

 

Наверх