Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Единый портал государственных услуг в электронном виде
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

 

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат № 95»

 

 

 

Утверждено

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

 

Утверждено

на педагогическом совете Протокол № 1

от «30»августа 2018 г.

 

.

 

 

 

ПРОГРАММА «МОЙ  МИР»

                                       

Программа внеурочной деятельности

 

                        Руководитель : Медведева Анастасия Георгиевна

 

 

 

Программа разработана  на основе: программы развития школы-интерната «Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      г. Нижний Новгород

                                                  2018г.

 

                                           

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

ПРОГРАММА «МОЙ МИР»  школьное  объединение по внеурочной деятельности

 

Руководитель программы

Руководитель  : Медведева Анастасия Георгиевна

Цель, основные задачи программы

 Цель :

Формирование личностных качеств как основа взаимоотношений с людьми ,обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение ,деятельность.

Задачи :

1.Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.

2.Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.

3. Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

4.Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.

Направленность

приоритетного направления определяет общекультурное  развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного направления

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся  1-4 класса

Срок реализации программы

Программа рассчитана на один  год работы ,

осуществляется по следующим направлениям:

  • Духовно- нравственное

·         Социальное

·         Общекультурное

Место реализации программы.

Школа-интернат № 95

                                                 

 

 

 

 Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности «Мой мир» , составлена на основании программы развития школы-интерната «Школа социализации « Вверх по лестнице, ведущей в жизнь»,в качестве приоритетного направления определяет общекультурное  развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного направления. Программа реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

Внеурочная деятельность является составной частью воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в соуправлении и общественно полезной деятельности.

Жизнь в школе – интернат важнейший период в жизни каждого  воспитанника с ОВЗ, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

Программа  «Мой мир»  актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной  культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу.

Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Мой мир» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

 

Занятия в детском объединении проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, воспитательных мероприятий, соревнований, и т.д..

Внеурочные занятия  направляют свою деятельность на каждого воспитанника, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Работа в объединении «Мой мир»  направлена на развитие воспитательных результатов:

·        приобретение  обучающимися социального опыта;

·        формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (дружба. милосердие, взаимовыручка, помощь, доброта)

·        приобретение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия.

Особенности возрастной группы детей.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а так же рефлексия.В коллектив принимаются дети независимо от их физических данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка        

 

Цель :

Формирование личностных качеств как основа взаимоотношений

 с людьми ,обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение ,деятельность.

Задачи :

1.Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.

2.Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.

3. Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

4.Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.

 

Принципы программы:

·       Включение   обучающихся в активную деятельность.

·       Доступность и наглядность.

·       Связь теории с практикой.

·       Учёт возрастных особенностей.

·       Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

·       Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

 

 

Содержание  программы.

 

Особенности программы:

 

·                                 . Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

·                                 . Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

·                                 . Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

·                                 . Совместная деятельность школы-интерната, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию  обучающихся.

·                                 Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 

Направление данной программы:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования " Мой мир"  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2018-2019 уч.год

месяц

раздел

Тема занятий

дата

сентябрь

Азбука общения

Волшебная палочка-это речь.

 

 

 

Жесты и мимика.

 

 

 

Гостям всегда рады.

 

 

 

Правила поведения в гостях.

 

 

 

Слова – приветствия.

 

 

 

 

 

октябрь

Если с другом вышел в путь.

Это -ты, а это -я, а это все мои друзья.

 

 

 

Почему люди ссорятся?

 

 

 

Кто твой друг?

 

 

 

Какие качества должны быть у друга?

 

ноябрь

Культурный человек : кто он такой?

Правила поведения в школе.

 

 

 

Правила поведения в столовой.

 

 

 

Правила поведения в библиотеке, театре.

 

 

 

Правила поведения в общественном транспорте.

 

 

 

А ты культурный человек?

 

 

 

 

 

декабрь

Вежливость – основа воспитания.

Как дарить подарки?

 

 

 

К тебе пришли гости.

 

 

 

Ежеле вы вежливы.

 

 

 

А ты вежливый человек?

 

январь

Добрые дела.

Доброе дело два века живет.

 

 

 

Жизнь дана на добрые дела.

 

 

 

Если добрый ты…

 

 

 

Твои добрые дела.

 

 

 

 

 

февраль

Учись быть скромным.

Быть скромным – это хорошо или плохо?

 

 

 

Это просто хвастунишки.

 

 

 

А ты скромный человек?

 

 

 

 

 

март

Учись быть честным.

Быть честным хорошо или плохо?

 

 

 

Учись смело говорить правду.

 

 

 

Чем отличается фантазия от лжи?

 

 

 

А ты честный человек?

 

 

 

 

 

апрель

Учись быть щедрым.

Быть щедрым – это хорошо или плохо?

 

 

 

Жадным быть плохо.

 

 

 

А ты щедрый человек?

 

 

 

 

 

май

Наш веселый дружный класс – много разных в нем ребят.

Мальчики и девочки.

 

 

 

Очень дружно мы живем.

 

 

 

Наша школьная жизнь.

 

 

 

Наши праздники.

 

 

 

 

 

 

Предполагаемый результат

Результаты духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся оцениваются по итогам года обучения по программе «Мой мир» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

  • экспертные суждения родителей;
  • анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
  • тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
  • самооценочные суждения детей.

В результате работы по программе «Мой мир» обучающиеся научатся:

  • будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
  • познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);
  • приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
  • приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.

Педагогические средства и формы

 

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
  • просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
  • участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
  • экскурсии, прогулки по поселку, виртуальные путешествия по родному краю;
  • участие вместе в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
  • знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

 

Раздел

Задачи раздела

Темы раздела

Формы, методы, приемы

1. «Школьный и внешкольный этикет»

 

-усвоение нравственных норм, правил, требований;

-формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений.

 

Правила поведения на уроке и на перемене, в гардеробе, в столовой, в библиотеке, на школьном дворе, на улице, дома.

Что такое школьная дисциплина, твоя школа, твой класс, дом, поселок.

Взаимопомощь – как ее организовать, правила поведения в гостях, в театре, кино, музее, на выставке

Экскурсии, викторины. презентации, беседы, конкурсы, инсценировки, игры, самопредставление.

 

Словесный, наглядный, практический, проблемно – ситуативный, объяснительно – репродуктивный.

2.Правила общения. Культура внешнего вида»

 

-выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;

-формирование культуры нравственного поведения;

-формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

-профилактика вредных привычек;

-овладение основами нравственного самовоспитания.

Культура внешнего вида, умение ценить свое и чужое время. Что я могу сказать о себе; каждой вещи свое место; внимательность к окружающим, доброжелательность, правдивость, честность в общении. Оценка своих поступков; гардероб и уход за ним. Каким тебя видят окружающие, умение вежливо слушать и слышать; культурный человек, какой он.

Игры, конкурсы, презентации, экскурсии, самопредставление, просмотры м/ф, акции хороших дел, инсценировки.

 

Словесный, наглядный, практический, проблемно – ситуативный, объяснительно – репродуктивный.

3.«О трудолюбии»

 

-воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;

-формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи.

 

Ученье свет, а не ученье тьма; наш труд в классе; мой труд каждый день дома. Как быть прилежным и старательным; что значит быть бережным и аккуратным. Заботу и внимание нужно беречь, учусь все делать сам; труд кормит, а лень портит. Кем хочу быть; когда мы перестаем делать, мы перестаем жить.

Инсценировка, просмотр м/ф, выставки. Конкурсы, праздники, самопредставление, чтение книг, акции хороших дел, викторины.

Словестный, наглядный, практический, проблемно – ситуативный, объяснительно – репродуктивный.

4. «Счастье семьи»

 

-формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

-воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;

-знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;

-расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

-повышение значения семейных, государственных ценностей.

Что такое добро и зло; о папе, маме и семье; мамино чуткое сердце; чудо материнской любви.

Как поделить печенье; не мед, а ко всему льнет; за что мы сами себя иногда не любим. Что такое справедливость; кто кого обидел первым; уют и понимание в нашем доме; все люди рождены для счастья. «Настоящий мужчина»; чем им отплатим, о детях и родителях; рецепт от несчастной жизни.

Конкурсы, семейные праздники, презентации, инсценировки, виртуальные экскурсии, самопредставление,беседы, просмотры м/ф.

 

Словесный, наглядный, практический, проблемно – ситуативный, объяснительно – репродуктивный.

5.Как прекрасен этот мир»

 

-раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

-воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

-формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;

Природа и я –одна семья; о красках и картинах; ; о музыке и музыкантах; о природе и к красоте Земли; помни о других, ты не один на свете. О деревьях и растениях; о комнатных цветах; о фруктах, ягодах. овощах. Хорошо там, де нас нет; соблюдение чистоты и порядка; счастливая страна.

Разговор о животных; просьба птиц; колодец с живой водой; не ввите цветы, они так прекрасны.

Экскурсии, презентации, музыкальные вечера, игры. Беседы, чтение книг и обсуждение, акции хороших дел, просмотр м/ф, конкурсы, игровые программы.

 

Проблемно – ситуативный, объяснительно – репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

6. «Твоя речь: слово лечит, слово ранит»

 

-формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;

-развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать и слушать собеседника;

-выработка оценочных моральных принципов, представлений;

-воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности;

Как стать волшебником; почему ты плачешь бабушка; добрые и недобрые слова; слово на ладошке; а ты поступи по-другому. О дружбе, мудрости, любви и словах; слово – не воробей, вылетит – не поймаешь; доброе слово лечит, а плохое калечит; расскажем всем только правду. Эхо человеческой жизни; чем им отплатить; о хмуром человеке;

предательство; следы на песке; так я думала; тройное сито нашей речи.

Конкурсы, трудовой десант, просмотр м/ф, игровые программы, акции хороших дел, игры, викторины, беседы, презентации, виртуальные экскурсии.

 

Объяснительно – репродуктивный, словесный, наглядный, практический, проблемно – ситуативный.

 

 

 

Литература

 

1. Балашова В.А., Степаненко В.П., Бекешева Л.М. Основные направления программы«Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения»// Завуч. - 2000, № 4

2. Воспитательная система специальной (коррекционной) школы VIII вида: [Текст]: коллективнаямоногр. / Н.Е. Разенкова, О.В. Паршукова, С.А. Лагутина, Е.Д. Рукавицина, И.И. Доровских, Т.В. Гребенщикова, С.Л. Савченко - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010.-242 с. Рецензенты: Н.Г. Коновалова д-р мед.наук, профессор ; Л.Ф.Резановак.п.н., доцент.

3.    Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития.- М., 2004. - 134 с.

4.    Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 193 с.

5.    Коновалова Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе; малые формы: учебно-методическое пособие / Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. -66 с.

6.    Кучма В.Р., Барсукова Н.К., Храмцов П.И. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков // Вестник образования. - 2004, № 18

7.    Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пособие для учителей и воспитателей. М: Просвещение, 1983. - 104 с.

8.    Обсуждаем проблемы воспитания. Методические разработки педагогических советов./ под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М., 2004

9.    Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-288 с.

10.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьееберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.- М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. -400 с.

11.Л.Васильева-Гангнус «Азбука вежливости».

12.Е.Д. Худенко « Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)школе-интернате, детском доме».

13.Л.М. Шипицына «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта».

14.Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми».

15.А. В. Ястребова «Досуг и занятия в группе продленного дня».

16.Н.Е.Щуркова «Классный час: поговорим о жизни».

17.«Праздники в школе».Редактор-составитель Л.И. Жук.

18.Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика».

Интернет-ресурсы

1.     http://www.portal-slovo.ru

2.     http://www.bestreferat.ru

3.     http://www.dobrieskazki.ru/raboti.htm

4.     http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/97-neschastie

5.     http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php



 

Наверх