Версия для слабовидящих
Интернет-приемная

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

МКОУ "Школа - интернат № 95" включена в рестр "Ведущие образовательные организации России 2017"
Единый портал государственных услуг в электронном виде
Наши контакты

Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15

Телефон

+7(831) 246-42-15

Факс +7(831) 246-42-15

Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru

 

 

 

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат № 95»

 

 

 

Утверждено

Директор МКОУ «Школа-интернат №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

 

Утверждено

на педагогическом совете Протокол № 1

от «30»августа 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА «АРТ-фантазия»

 

Программа внеурочной деятельности

 

                             Руководитель : Фуфыгина Ирина Геннадьевна

 

 

 

 

Программа разработана  на основе: программы развития школы-интерната «Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2018г.

 

 

                                                       ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Программа  по  внеурочной деятельности «Арт-фантазия» в качестве приоритетного направления определяет общекультурное  развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного направления.

Руководитель программы

Руководитель  : Фуфыгина И.Г.

(учитель биологии 1 категории)

Цель, основные задачи программы

Цель: : развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся по средством кукольного театра, через развитие у обучающихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, развития творческих способностей способствующих успешному формированию гармоничной личности .

 Задачи:

1. Создать условия для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через  театральную деятельность и совершенствовать их в практике работы с куклами.
2. Обучать основам актерского мастерства
3. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления посредством кукольного театра, устойчивого интереса  к театрально-игровой деятельности

4. Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.

5. Формировать коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.

Направленность

 в качестве приоритетного направления  социальное , с элементами духовно-нравственного направления

Возраст детей, на которых рассчитана программа

Обучающиеся  8-16 лет

Срок реализации программы

Программа рассчитана на один год  работы   в нее  входит следующие направления:

·         Социальное

·         Общекультурное

·         Спортивно-оздоровительное

Место реализации прог.

Школа-интернат № 95

 

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  по  внеурочной деятельности «Арт-фантазия» в качестве приоритетного направления определяет общекультурное  развитие обучающихся , с элементами духовно-нравственного направления.

     Программа реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).

Перед школой – интернатом всегда стояла задача социализации, решение этой задачи находит своё отражение в альтернативных образовательных программах, одной из которых и является программа «Арт-фантазия».

    Актуальность программы обусловлена её практической значимостью.       

 Сплочение, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на занятиях «Арт-фантазии». Театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра,общение - основные виды деятельности, постоянно перерастающие в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у обучающихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Обучающиеся могут применить полученные знания и практический опыт для участия в различных концертах,и просто показах скаазок для обучающихся  младших классов («День учителя», «День матери»….)

     При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от  простого  к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий  реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.

 

 

Цель: развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся по средством кукольного театра, через развитие у обучающихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, развития творческих способностей способствующих успешному формированию гармоничной личности .
Задачи:

1. Создать условия для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через  театральную деятельность и совершенствовать их в практике работы с куклами.
2. Обучать основам актерского мастерства
3. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления посредством кукольного театра, устойчивого интереса  к театрально-игровой деятельности

4. Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.

5. Формировать коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.

 

Программа строится на следующих  принципах:

Принцип успеха. Каждый обучающийся должен чувствовать успех в какой – либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я – концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить обучающемуся возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, чем нравится.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, ТСО.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

 

Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся

Предметные:

1.                 Знакомство детей с историей кукольного театра.

2.                 Введение детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра).

3.                 Формирование навыков театральной речи.

4.                 Обучение изготовлению кукол разных видов.

5.                 Изучение и освоение театральной работы с куклой.

6.                 Знакомство с особенностями творческой деятельности художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др.

7.                 Пробуждение интереса к чтению.

8.                 Воспитание уважения и любви к русской народной сказке.

Метапредметные:

1.                 -умение действовать по плану и планировать свою деятельность

2.                 умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

3.                 Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий.

4.                 Умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах.

5.                 Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности.

6.                 Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

7.                 Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

8.                 Умение адекватно принимать оценку учителя и обучающихся.

Личностные:

1.                 Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

2.                 Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

3.                 Формирование эстетических потребностей, ценностей.

Развитие эстетических чувств и художественного вкуса

Обучающиеся получат возможность   узнать:

·                    Правила техники безопасности при работе с тканью;

·                    Термины: этюд, импровизация, «грядка», «фартук»;

·                    Виды кукол

·                    Технику вождения перчаточными куклами;

·                    Материалы и технологические приемы изготовления перчаточных  и других видов кукол;

·                    Название инструментов, материалов и принадлежностей.

 

Обучающиеся получат возможность   научиться:

·                    Пользоваться материалами и инструментами;

·                    Проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при выборе материала для их изготовления;

·                    Разыгрывать импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и кукол;

·                    Изготавливать перчаточные и другие виды  куклы и простейшие декорации.

·                    Перспективное планирование 2018-2019

№ n/n

Вид работы

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Знакомство с кружковцами.  Их  навыками.

1

4

2

Рассказ   об   искусстве   театра   кукол.   Показ кукол различных систем.

1

4

3

Знакомство ребят с правилами поведения на занятиях

.   

1

4

4

Овладение навыками кукловождения на матери­але простейших этюдов с перчаточной куклой.

10

40

5

Тематические    этюды   на   развитие   фантазии, творческого внимания.

Коллективные этюды, этюды на игру с предметами.

10

40

6

Занятия техникой речи.

В течение года

20

7

Работа над пьесой:

Читка пьесы и распределение ролей.

Обсуждение идеи и темы пьесы.

Рассказ руководителя о будущем спектакле.

Этюды с куклами па материале пьесы.

Репетиция  по кускам, установка мизансцен, пластического и речевого поведения образов. Монтировочные  репетиции  н  прогоны.

Генеральная репетиция.

 

1

1

1

15

3

1

 

4

4

12

60

12

4

8

Работа по изготовлению кукол:

Лепка головки.

Отливка гипсовой формы, выклеивание папье-маше   (или изготовление мягкой  головки  из байки, трикотажа и т. д.

Отделка головки, левкас, раскраска глаз, па­рик и т. д.  

Раскройка и шитье туловища куклы и одежды, отделка костюма. Изготовление рук кукол.

Сборка кукол.      

 

2

2

2

2

 

8

8

8

8

9

Экскурсии в музеи, посещение спектаклей театров кукол, беседы по искусству.

В течение года

16

 

                                              Календарно-тематический план

 

ТЕМА

Дата

 

1

Вводное занятие

 

 

2

Знакомство со сказкой

 

 

3

Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени

 

 

4

Читка по ролям. Этюды

 

 

5

Репетиция  сказки.

 

 

6

Репетиция. Заучивание текста наизусть.

 

 

7

 Репетиция

 

 

8

Репетиция

 

 

9

Сочиняем сказку

 

 

10

Инсценировка знакомых сказок «Теремок»

 

 

11

«Колобок»

 

 

12

«Репка»

 

 

13

«Рукавичка»

 

 

14

«Пых»

 

 

15

Сказка по желанию

 

 

16

Чаепитие

 

 

17

Театр –экспромт. «Котенок»

 

 

 

18

Театр –экспромт. Новогодний теремок

 

 

 

19

Театр –экспромт.Пых

 

 

 

20

Театр –экспромт. Репка на новый лад

 

 

 

21

Театр –экспромт. По желанию детей

 

 

 

22

Театр –экспромт. Утенок, зайчонок и Лиса

 

 

 

23

Театр –экспромт.

 

 

 

24

 

Инсценировка знакомых сказок

 

 

 

25-

26

Работа по изготовлению кукол:

Лепка головки куклы.

Выклеивание папье-маше  

 

 

 

27-28

Выклеивание папье-маше

Выклеивание папье-маше    

 

 

 

29-30

Отделка головки, раскраска глаз, па­рик и т. д.  

 

 

31-32

Раскройка и шитье туловища куклы и одежды, отделка костюма.

 

 

33-

36

Экскурсии в музеи, посещение спектаклей театров кукол, беседы по искусству.

В течение года

 

 

                                       Программа кукольного театра

Наименование программы   

Программа  театрального кружка «Арт-фантазия»

Разработчик программы

 Руководитель  : Фуфыгина И.Г.(учитель биологии 1 категории)

Координатор программы

Администрация МКОУ «Школа-интернат»№95

Цель программы

Социализация и развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством кукольного театра

Задачи программы

1. Создать условия для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через  театральную деятельность и совершенствовать их в практике работы с куклами.
2. Обучать основам актерского мастерства
3. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления посредством кукольного театра, устойчивого интереса  к театрально-игровой деятельности

4.Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.

5. Формировать коммуникативные навыки в ходе обсуждения вопросов, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.

Направление

Направление: художественно-эстетическое, адаптированная

Условия реализации программы

1. Достаточная ресурсно-финансовая обеспеченность программы;
2. Компетентность педагога, реализующего программу,
    участие приглашенных специалистов;
3. Мотивация воспитанников на реализацию программы.

Основные направления программы

1.    Актерское мастерство кукловода.
2.    Сценическое движение кукловода.
3.    Сценическая речь
4.    Особенности и основы простых видов кукольного театра
5.    История и создание костюмов и декораций

Сроки реализации программы

1 год

Возрастной контингент:

обучающиеся школы-интерната 8-16 лет

Форма организации и структура занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут

Виды занятий – практические: игровые упражнения, театральные игры,  работа над выразительностью речи при чтении стихов, инсценировки сказок театр- экспромт и др. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации учащихся к  школьной среде и снятие школьной тревожности.

Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру.  Используются различные виды игр: эмоционально-сенсорные, креативные, подвижные.

Программа является вариативной.  Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения

1.    Содержание программы.

1. Вводное   занятие. Знакомство  с педагогом. Игры на знакомство, способствующие возникновению дружеских взаимоотношений.

2. Театральная игра

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности.  Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. 

3. Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении.  Работа над стихотворением и басней.

4. Ритмопластика

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

5. Театрализация.

Инсценировка сказок, литературных произведений.

6. Итоговое занятие.

 Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности

Используются различные виды игр:

 эмоционально-сенсорные игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребёнка (игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры, пальчиковые игры);

 интеллектуальные игры, ориентированные на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции (словесные, наглядно-предметные, соревновательные и интерактивные);

 креативные игры, способствующие развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности (словесные, пластические и драматические, изобразительные);

 подвижные игры, которые носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание и т.д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения (сюжетные, соревновательные, эстафеты, аттракционы, народные хороводные игры)

2. Учебно-тематическое планирование

 

Основные навыки

Задачи

Средства

Формы реализации

1.Актерское мастерство

Активизация детей.
Развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, слуховых восприятий и др. сенсорных умений.

Музыкальное сопровождение, различные предметы для упражнений.

Упражнения на внимание, память, воображение. Развивающие упражнения на физическое самочувствие, зрительное восприятие, чувство ритма и т.д. Этюды  с куклами – индивидуальные,  коллективные

2.Сценическое  движение кукловода

Развитие жестов, мимики, движений. Укрепление мышечной системы. Обучение умению создавать физические действия по тексту.
Работа с куклами разных видов

Необходимый реквизит, музыкальное сопровождение

Упражнения на координацию движений, темпоритм, мышечное внимание, освобождение мышц, жест, осанка, центр тяжести. Пластические этюды.

3.Сценическая речь

Развитие речи через правильное, четкое, громкое произношение звуков. Обучение четкому произношению слов во время движения.
Моделирование голоса, тона и речи. Технические приёмы моделирования речи: ритм, темп и громкость речи, и психологические аспекты.

Дидактический материал.

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения, речь в движении, дикция, гигиена голоса, работа со скороговорками, текстом описательного характера.

4.Теоретические знания

Знакомство с историей кукольного театра, различные системы и виды кукол и кукольного театра. Рождение куклы, декораций, сценария.      

Дидактический материал.

Беседы, самостоятельное изучение. Написание и режиссура сценариев.

         

3. Методическая работа.
•    Формирование «портфолио» документов, отзывов на работы учащихся
•    Участие в мероприятиях различного уровня (в течение года)
•    Изготовление кукол, реквизита, декораций (в течение года)
•    Участие в мероприятиях по проведению диагностики учащихся.
Принципы:
•    Индивидуализации
•    Системности (последовательности)
4. Условия реализации программы.
Для качественной реализации программы необходимы материалы для изготовления кукол, реквизита, оформления сцены (ширма); репертуарный материал (периодика); диски с музыкой . 
Материально-техническая база, инвентарь, расходный материал.

 Для теоретических занятий предоставлен кабинет.
Дидактический материал.
Для проведения занятий накоплен достаточный теоретический, демонстрационный и дидактический материал: специальная литература, сценарии занятий, спектаклей, мини сценок и т.п.
5. Работа с родителями
Реализация программных мероприятий невозможна без сотрудничества с родительской общественностью. Связь с родителями воспитанников осуществляется на протяжении всего курса обучения. Не исключается проведение совместных занятий детей с родителями.
В течение учебного года родители могут интересоваться успехами детей, посещая концерты, спектакли, которые реально отражают успехи их детей. Родители должны стать неотъемлемой частичкой коллектива. Для этого необходима их помощь в изготовлении кукол, реквизита.

                                         

6. Литература.
1.    Добровольская Н.Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М: Музыка, 2002.
2.    Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность.- М.:Советский спорт, 1991.
3.    Гудков Л.И. Мастерство, творчество, поиск. М: Профиздат, 2001.
5.    Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра (Серия «Хит сезона»), Ростов-на Дону, «Феникс», 2003
6.    Клитин С.С. Режиссер и чтец. СПб: Искусство, 2008.
8.    Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
9.    Методика выразительного чтения/Под ред. Завадской Т.Ф. М: Просвещение, 1999.
10.    Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005. Раугул Е., М. Козырева. Театр в чемодане, Санкт-Петербург, Литера 1998
11.    Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М: Просвещение, 2004.
12.    Самодеятельный театр. Репертуар и методика. М: Искусство, 2007.
14.    Театрализованные праздники в школе/ Под ред. заслуженного деятеля наук, доктора педагогических наук профессора Пидкасистого П.И. М: Юникс, 2001.
15.    Царев М. Мир театра: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
16.    Чаботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке. Для учащихся старших классов. М: Инфо-М, 2005.
17.    Чечёрин А.Н. Основы драматургии театральных представлений: история и теория. М: Просвещение, 2001.
19.    Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.-   М.: Метафора

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Наверх