Адрес 603086 г. Нижний Новгород ул. Мануфактурная д. 15
Телефон
+7(831) 246-42-15
Факс +7(831) 246-42-15
Эл. почта Shkolainternat95@yandex.ru
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 95»
Утверждено Директор МКОУ «Школа-интернат №95» Гундерчук Л.А. __________________ |
Утверждено на педагогическом совете Протокол № 1 от « 30»августа |
|
ПРОГРАММА «Голубые дорожки»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по спортивно-оздоровительному направлению)
Руководитель : Хурина А.А.
Программа разработана на основе :программы развития школы-интерната
«Школа социализации. Вверх по лестнице, ведущей в жизнь», с рекомендациями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).
г.Нижний Новгород
2018г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы |
ПРОГРАММА «Голубые дорожки» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по спортивно-оздоровительному направлению) |
Руководитель программы |
Руководитель Хурина Анна Александровна |
Цель, основные задачи программы |
Цель: формировать всесторонние физическое развитие , через обучение основным видам плавания. Задачи: Ø закаливание организма и улучшение деятельности иммунной системы, Ø воспитание высоких нравственных качеств, трудолюбия, дисциплинированности, Ø обучение плаванию простейшими спортивными способами ”кроль на груди и кроль на спине” |
Направленность |
в качестве приоритетного направления спортивно-оздоровительное, с элементами духовно-нравственного направления |
Возраст детей, на которых рассчитана программа |
Обучающиеся 6-8 класса |
Срок реализации программы |
Программа рассчитана на один год работы . |
Место реализации прогр. |
Школа-интернат № 95 |
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Голубые дорожки» в качестве приоритетного направления определяет спортивно-оздоровительное развитие обучающихся .
Программа реализуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением).
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Решающая роль в её решении отводится школе-интернате. Надо помочь нашим ребятам стать нужными обществу, успешными людьми. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся - это необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной практики детей, через деятельные формы взаимодействия, развитие духовности у воспитанников.
Поэтому основная задача состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность воспитанников, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Актуальность и практическая значимость программы заключается в том, что обучающиеся с умственной отсталостью имеют большой интерес к занятиям плаванием - это тот вид спорта, в котором развиваются гармонично все группы мышц одновременно, могут приобрести жизненно необходимый навык и здоровье. Плавание один из самых сложных координационных видов деятельности человека и развивать это физическое качество лучше с детства. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем. На внеурочном занятии плаванием каждый обучающийся может заниматься независимо от уровня его физической подготовленности или уровня двигательных умений, плавание способствует развитию этих качеств.
Направления кружковой работы
*охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанника, его физическое развитие
*обучение воспитанников дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма
*взаимодействия с семьями для обеспечения полноценного развития детей
*формирование основ двигательной и гигиенической культуры
оказания консультативной помощи родителям
Комплексная система воспитания физически здорового, разносторонне развитого ребенка включает в себя четыре направления:
· физическое здоровье
· психологическое благополучие
· духовное здоровье
· нравственное здоровье
Цель: формировать всесторонние физическое развитие , через обучение основным видам плавания.
Задачи:
Ø закаливание организма и улучшение деятельности иммунной системы,
Ø воспитание высоких нравственных качеств, трудолюбия, дисциплинированности,
Ø обучение плаванию простейшими спортивными способами ”кроль на груди и кроль на спине”
Планируемые результаты внеурочной
деятельности обучающихся
.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
ü готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
ü формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам ( активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях);
ü освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы).
Воспитанник получит возможность научиться:
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по плаванию являются следующие умения:
• характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы
их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий плаванием;
• организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
• оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых стилей плавания, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
• планировать занятия плаванием в режиме дня, организовывать отдых и досуг.
Воспитанник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по плаванию являются следующие умения:
• усвоят технику плавания разными стилями ( на груди, на спине).
• излагать факты истории развития плавания, характеризовать роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой деятельностью;
• представлять плавание как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
• характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправляя
Воспитанник получит возможность научиться:
• самостоятельно составлять комплекс упражнений для физической зарядки;
• организовывать и проводить подвижные игры;
• научится сохранять правильную осанку;
• учащиеся научатся плавать, используя разные стили, правильно дышать, работать ногами, руками
Критерии определения уровня достижения планируемых результатов:
1. Уровень сформированности умения плавать на груди , на спине.
2. Умение выполнять задание по инструкции.
3. Умение регулировать физическую нагрузку по показателям своего самочувствия.
4. Проявлять целеустремленность, трудолюбие.
5. Умение работать в группе.
Инструменты оценки эффективности программы: беседа, наблюдение за выполнением тренировочных упражнений результаты спортивных соревнований.
Содержание внеурочной деятельности.
Раздел 1 |
Теоретическая подготовка |
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний необходимых для понимания сущностей спорта и его социальной роли. В соответствующей возрасту форме занимающиеся должны ознакомиться основными закономерностями занятий, влияние физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий являются воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни. Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводятся в виде коротких сообщений, объяснений рассказов и "бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснения во время короткого отдыха. Формы организации учебных занятий: тренировочно-практические занятия, урок-игра . Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрацией учителя, практическое выполнение упражнений |
Раздел 2 |
Практическая подготовка |
Практические занятия включают в себя упражнения для изучения спортивных способов плавания, стартов и поворотов, прыжки, соскоки, спады. |
2.1. Кроль на груди. Плавание с полной координацией движений. Плавание с помощью движений одними руками. Плавание кролем с задержкой дыхания. Плавание с двусторонним дыханием. Плавание кролем на груди с 6 помощью движений одними ногами и различным исходным положением рук (руки вытянуты вперед; одна вперед, другая -вдоль туловища; обе - вдоль туловища). Плавание с помощью движений ног и одной руки кролем, другая рука у бедра; вдох в сторону прижатой руки. Плавание кролем на груди с подменой. Плавание кролем на сцепление; в исходном положении одна рука вытянута вперед, другая у бедра, ноги выполняют непрерывные движения кролем; затем руки одновременно выполняют: одна - захват воды и гребок до бедра, другая - выполняет выход из воды и движение по воздуху (под эту руку выполняется и вдох), после чего следует пауза в движениях рук, ноги работают кролем и т.д. Плавание с помощью движений ногами дельфином. Формы организации учебных занятий: учебно-тренировочное занятие, урок-игра, спортивные состязания. Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрацией учителя, практическое выполнение упражнений |
||
2.2. Кроль на спине. Плавание на спине с помощью одними ногами, руки вытянуты вперед, голова между рук. То же, но одна рука вытянута вперед, другая у бедра. Плавание с помощью движений одними руками. Плавание на спине с подменой. Плавание на спине с помощью одновременных гребков обеими руками и движений ногами кролем или дельфином. Плавание на спине на сцепление. Формы организации учебных занятий: учебно-тренировочное занятие, урок-игра, спортивные состязания. Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрацией упражнений. |
||
2.3. Старты и повороты. Осваиваются рациональные варианты старта с тумбочки, бортика и из воды. Старт со скольжением на дальность. Обычный открытый поворот и поворот «маятником». Закрытые повороты на спине с проносом ног по воздуху или через сторону. Повороты, применяемые в комплексном плавании при переходе с одного способа на другой. Формы организации учебных занятий: учебно-тренировочное занятие, урок-игра, спортивные состязания. Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, наблюдение за демонстрацией учителя, практическое выполнение упражнений. |
Календарно-тематическое планирование.
Цель – совершенствование двигательной деятельности на основе
формирования потребности в движении. Помочь детям проявить их
собственные потенциальные возможности, природные способности.
Месяц |
Вид деятельности |
Название занятия |
Задачи занятия |
Сентябрь |
Плавание |
«Диагностическое» |
Выявить плавательные способности: вдох и выдох в воду, погружение в воду с головой на задержку дыхания, скольжение на груди и на спине, всплывание и лежание на воде, произвольное плавание. |
Октябрь |
Плавание |
«Водная гладь» |
Совершенствовать различные виды передвижений в воде. Совершенствовать навыки вдохов и выдохов вдоху и выдоху в воду. Закрепить навыки самостоятельного лежания и всплывания на воде и открывания глаз. Способствовать привитию навыков личной гигиены |
Ноябрь |
Плавание |
«Быстрые стрелы» |
Формировать способности движения ногами по типу кроля на суше и в воде. Совершенствовать навыки вдохов и выдохов в воду. Формировать навыки скольжения на груди и на спине. Закрепить навыки самостоятельного лежания и всплывания на воде. Способствовать гармоническому развитию тела. |
Декабрь |
Плавание |
«Морское путешествие» |
Продолжать формировать способности скольжения на груди и на спине с работой ног кролем. Закрепить навыки самостоятельного лежания и всплывания на воде на груди и на спине. Упражнять в скольжении на груди с работой ног кролем. Способствовать развитию гибкости и формированию правильной осанки. |
Январь |
Плавание |
«Лодочки плывут» |
Формировать координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем на груди. Закрепить навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду. Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений. |
Февраль |
Плавание |
«Веселые ребята» |
Совершенствовать различные виды передвижения в воде и ориентирование под водой. Закрепить координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем на груди. Продолжать закреплять навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду. Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем. Воспитывать положительные морально – волевые качества. |
Март |
Плавание |
«Лодочки плывут» |
Формировать координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем на груди. Закрепить навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду. Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений. |
Апрель |
Плавание |
«Лодочки плывут» |
Формировать координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем на груди. Закрепить навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду. Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений. |
Май |
Плавание |
«Лодочки плывут» |
Формировать координационные возможности в воде: движения рук как при плавании кролем на груди. Закрепить навыки скольжения на груди с сочетанием вдоха и выдоха в воду. Совершенствовать в скольжении на груди без опоры с работой ног кролем. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к процессу выполнения плавательных движений. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина «Обучение плаванию в детском саду», М. «Просвещение», 1991
2. Е.К. Воронина «Программа обучения плаванию в детском саду», Санкт-Петербург «Детство- Пресс», 2003
3. Т.А. Протченко, Ю. А. Семенова «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников»,
М. «Айрис Пресс», 2003
4. Н.Ж. Булгакова «Плавание», М. «Физкультура и спорт», 1999
5. Е.В.Харламов «Дыхательная гимнастика», М.: Ростов на дону – 2004
6. И.В.Дорошенко «Учись плавать», М. «Советский спорт» - 1989г
7. Н.Г.Пищикова «Обучение плаванию детей », М. – 2008
8. Н.Ж.Булгакова «Игры у воды, на воде, под водой», М.: «Физкультура и спорт» - 2000
9. В.Велитченко «Как научиться плавать», М.: «ТЕРРА-СПОРТ» - 2000
10. С.А.Лифшиц, Н.А.Шаульская «Праздник Нептуна», М.: «Творческий центр» - 2004
11. В.В.Горбунов «Вода дарит здоровье», М.: «Советский спорт» - 1990
12. Н.Ж.Булгакова «Плавание», М.: «Физкультура и спорт» - 1999
13. С.В.Яблонская, С.А.Циклис «Физкультура и плавание », М.: «Творческий центр» - 2008